История ислама в России » Ислам в Поволжье и Сибири

Ислам в Поволжье и Сибири
Страница 1

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI вв) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Начало распространения ислама на территории Восточной Европы относится к VIII-Х вв. Оно связано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад, разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мира потребовал принятия Хазарией ислама. Для утверждения новой религии из Халифата были присланы два факиха-законоучителя. К этому времени ислам, распространяемый бухарскими купцами, торговавшими в низовьях Волги, уже широко бытовал в Хазарии.

Уже в конце VIII в. в столице Хазарии г. Итиле действовали Большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей. Однако в качестве государственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религию своих врагов-арабов и в противовес ему пытались опереться на иудаизм, который официально был принят при кагане Обадии на рубеже VIII-IХ вв.

Волжско-Камская Булгария в Х-ХIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (ныне - территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской и Самарской областей). Булгары придерживались древнетюркской религии небесного божества Тенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ее исповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки (IХ-Х вв). Однако к тому времени булгары были знакомы и с суннитским исламом ханифитского мазхаба, который получил распространение в Среднем Поволжье благодаря транзитной торговле со Средней Азией.

Персидский географ Ибн Русте, побывавший в Булгарии в 903-907 гг., в своем труде “Книга драгоценных сокровищ” отмечал наличие у булгар мечетей, медресе, мусульманских кладбищ. Сын Шилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения среди булгар. Стремясь освободиться от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору аббасидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах, передавший просьбу булгарского царя “о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть”.

В мае следующего, 922 г. ответное посольство багдадского халифа во главе с Сусаном ал-Расси прибыло на Волгу в летнюю резиденцию царя Алмуша. По прибытии посольства Алмуш созвал съезд булгарских князей и представителей племен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственной религии. Сам Алмуш принял мусульманское имя Джаффар ибн Абдаллах, объявив себя наместником багдадского халифа в делах веры. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана. Май 922 г. признан официальной датой принятия ислама тюркскими народами России. Именно с Х в. Волжско-Камская Булгария обособляется от сопредельных государств как “страна ислама”.

С утверждением ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства, о чем можно судить по быстрому развитию городской жизни. Обязательной принадлежностью булгарских городов становятся многочисленные мечети.

Значение Волжско-Камской Булгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгрома татаро-монголами в 1236-1238 гг. Хотя столица - г. Биляр - была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства - Золотой Орды. Это произошло, в частности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значение вплоть до разрушения его в 1431 г. войском московского воеводы Федора Пестрого.

Золотоордынские ханы, обязан булгарских князей платить дань, не вмешивались во внутреннюю жизнь покоренной области. В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей. Как писал М. Худяков, “под защитой могущественных татар Булгарское царство беспрепятственно развивалось и богатело, имея возможность тратить все силы на мирное упрочение своего благосостояния. Именно в эту эпоху Булгар достиг наивысшего своего расцвета”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интересные материалы:

Богосыновство в жизни и служении Иисуса
Согласно синоптическим Евангелиям, Иисус воспри­нимал себя и свою миссию как реализацию богосынов­ства и явно подразумевал при этом, что Он - Сын Божий. В ре­зультате исследования подлинных высказываний Иисуса, относящихся к «Отцу» и «Сын ...

Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии
Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые ...