Словосочетания с [A]eL.
Страница 3

Иисус причастен к святому имени Яхве, поэтому обращение «Отче Святый» тоже является подтверждением природы Иисуса (Ин.17,11; ср. Мф.28,19). Святой Дух, то есть Дух, Который свят и освящает, — это еще одно определение, употребляемое в Но­вом Завете по отношению к третьему лицу Святой Троицы. Явственно различимо, что триединый Бог свят по Своей сущности и характеру. Не изменились и требования Святого. Его ха­рактер неизменно требует подобия Ему в тех, кто носит Его имя. Бог последователь­но взыскует святости, но также предостав­ляет средства, чтобы Его народ был свят (1 Пет.1,15-16).

Связь со святостью, внешняя в литерату­ре ветхозаветной и периода после плена, а также раввинской, для новозаветного веру­ющего становится усвоенной внутренней установкой, и это — радикальная переме­на. Левитические обряды, пророческие описания святого общественного устройст­ва и индивидуальная приверженность свя­тости в литературе о мудрости указывают на народ, избранный для Себя Богом. Иисус подтверждает это в Ин.17,17, где едино­жды во всем Писании употребляет слово «святой» не по отношению к божеству: «Ос­вяти их истиною Твоею». Это утверждение можно рассматривать как итог и цель иску­пительного служения Христа. Он говорит не о конце времен, но о стремлении Церкви обрести подобие сущностной природы Бога (Евр.12,10). Неудивительно поэтому, что общее наименование для тех, кто верует в триединого Бога и причастен к Нему, — «святые» (agioi

,

свыше шестидесяти раз в Новом Завете). Они должны быть обособле­ны для Бога как жертвы живые (Рим.12,1), свидетельствующие о своей чистоте (1Кор.6,9-20; 2Кор.7,1), праведности (Еф.4,24) и любви (1Ин.2,5-6,20; 4,13-21; 1Фес.4,7). То, что в Ветхом Завете предсказали и испытали лишь немногие, становится са­мой сутью христианина — благодаря замы­слу Отца, служению Христа и постоянному пребыванию Святого Духа.

К понятию святости Божьей тесно примыкает другое библейское имя [

A

]

eL

QaNNa

– Бог ревнитель. Еврейское слово qana

и однокоренные с ним являются наиболее часто употребляе­мыми в Ветхом Завете словами для обозна­чения ревности. Из Исх.34,14 мы узнаем про Бога, что «имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель». Во Втор.4,24 Бог на­зван «огнь поедающий, Бог ревнитель», на­водя на мысль, что Он будет судить вслед­ствие Своей ревности. В Нав.24,19 Иисус Навин призывает народ служить Господу, но напоминает, что служение Ему будет трудным, так как «Он Бог святой, Бог рев­нитель». В Зах.1,14 Господь в ответ на во­прос, почему Он допустил угнетение Иеру­салима чужеземцами, говорит «возревно­вал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою». В стихе Зах.1,15 Он объясняет дальше, что хотя и намеревался наказать Израиль за его грехи, народы «усилили зло». По причине Своей ревности Бог воз­родит Иерусалим для праведников и возве­дет в нем Свой храм (Зах.1,16). Тот же мотив встречается в контексте последних дней в Иоил.2,18: «Возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой». Это еврейское существительное употребляется также при описании ревности мужа по от­ношению к жене (см. Чис.5,14-30) и яростного Божьего гнева на грех (см. 3Цар.14,22; Пс. 77,58). В отрицательном смысле оно упот­ребляется в Притч.6,34, где муж приходит в ярость из-за своей ревности. В Песн.8,6 про ревность говорится, что она «люта, как пре­исподняя». В Иез.8,3 описан установлен­ный у входа в храм идол, «возбуждающий ревнование». Этот кумир, в сочетании с прочими идолами, побуждает Бога лишить храм Своей славы.

Греческое слово zilos

и его глагольная форма zeloo

встречаются в Новом Завете только пять раз. В Рим.10,19 про Израиля говорится, что в нем будет возбуждена рев­ность к языческим народам, которые полу­чат Божье благословение. То же самое сло­воупотребление отмечается в Рим.11,11, где «от их падения спасение язычникам». В 2Кор.11,2 Павел выражает свою глубо­кую озабоченность делами коринфян в сло­вах «я ревную о вас ревностью Божиею». О коринфских христианах говорится, что они, поклоняясь идолам, возбуждают в Боге ревность (1 Кор. 10:22 в синод, «ре­шимся раздражать»). Далее следует воп­рос «разве мы сильнее Его?», что подразу­мевает «допустимо ли для нас отрицать Его власть?» Итак, возбуждать ревность Бо­га — очень опасное для нас поведение. С другой стороны, ревность Бога основана на Его любви к нам и заботе о нас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интересные материалы:

Орнамент в визуальной культуре Ислама
Орнамент как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения ...

Даосизм
Даосизм — одна из основных религий Китая. Приблизительная численность последователей — около 30 млн. Возник одновременно с конфуцианством во второй половине I тыс. до н. э. Основателем его считают Лао-цзы — древнекитайского философа. Его ...