Христианство: истоки, эволюция и современное положениеСтраница 2
Священное писание. Христианское вероучение основывается на Священном Писании - Библии и Священном Предании — творениях отцов церкви, установлениях Вселенских соборов.
Библия происходит от греч. biblia - «книги» (ед. число biblion), что затем в латинском и современных языках закрепилось в виде сокращенной транслитерации — «библия». В действительности, Библия это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Книги Библии делятся на две группы: а) Ветхий Завет, который признают и иудаисты под названием Танаха, составлен начиная от 1300 и до 100 г. до н. э.; б) Новый Завет, книги которого восходят к 1 в. н. э. и посвящены новому посланию Христа.
Ветхий Завет, кодифицированный еврейскими хранителями предания — масоретами, состоит из 39 книг (названия книг даются в их христианском (православном) варианте; в скобках приведены католические аналоги).
1 |
Бытие |
Пятикнижие Моисея, Тора или Законы |
2 |
Исход | |
3 |
Левит | |
4 |
Числа | |
5 |
Второзаконие | |
6. |
Иисуса Навина книга | |
7. |
Книга судей израилевых | |
8. |
Книга Руфи | |
9. |
Книга Первая (Самуил, кн.1) |
«Книга царств» |
10. |
Книга Вторая (Самуил, кн.2) | |
11. |
Книга Третья (Царь, кн.1) | |
12 |
Книга Четвертая (Царь, кн.2) | |
13. |
Паралипоменон (Хроники), кн.1 | |
14. |
Паралштоменон (Хроники), кн.2 | |
15. |
Книга Ездры (кн.1) | |
16. |
Книга Неемии(кн.2 Ездры) | |
17. |
Книга Есфири | |
18. |
Книга Иова |
Дидактические или поэтические книги |
19 |
Псалтырь | |
20 |
Притчи Соломона | |
21. |
Книга Екклезиаста, или Проповедника | |
22. |
Песнь песней Соломона | |
23. |
Книга пророка Исайи |
Так называемые «большие пророки» |
24. |
Книга пророка Иемерии | |
25. |
Плач Иеремии | |
26. |
Книга пророка Иезекиила | |
27. |
Книга пророка Даниила | |
28 39 |
Книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия. Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии |
Книги так называемых «малых пророков» |
Однако, когда в III — II вв. до н. э. Ветхий Завет (Танах) был переведен с древнееврейского на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры, в Септуагинте (т. н. перевод семидесяти) оказалось на 10 книг больше (по-видимому, последнее было связано с тем, что переводчики работали с какими-то иными, отличными от «масоретских», рукописей текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков — Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха (Баруха), Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном Св. Иеро-нимом в конце IV — начале V вв. переводе Библии на латинский язык — версия известна под названием Вульгата (Vulgata, подразумевается editio - общепринятый перевод) — имеется еще третья книга Ездры (у католиков разбита на 2 части — Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам разные направления христианства отнеслись неодинаково. Если последователи Римско-католической церкви полностью доверились им и ввели их в канон (правило), то православные христиане, хотя и включили их в Библию, особо выделили как неканонические (душеполезные, но не богодухновенные) книги, а приверженцы протестантизма вообще отказались признать их, включив в Библию лишь «масоретские» тексты.
Интересные материалы:
Учение Иоанна о Боге
Богословие Откровения очень Теоцентрично, то есть все начинается с Бога и кончается в Боге. В самом начале тайнозритель говорит о Боге в Его троичности: «Иоанн семи церквам в Асии: благодать вам и мир от Сущий и был и грядущий, и от семи ...
Макошь и Мокошь
Очевидно, удвоение произошло также с Макошем и Мокошем –персонажами одного утерянного близнечного мифа. Хронисты, путая их функции, тем не менее четко различают этих божеств по написанию и уверяют, что статуи обоих стояли в Кневе. Макоша ...