Материалы по религии » Христианство в Удмуртии » Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии

Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии

Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые были предметом постоянного внимания православного духовенства и полиции. Но прежде чем дать географию этих центров, необходимо сделать небольшое пояснение.

Дело в том, что старообрядчество, или «старая вера», - это лишь общее название тех различных религиозных течений в русском православии, которые не признавали церковной реформы Никона. Социальная пестрота сторонников «старой веры»» и их территориальная разобщенность способствовали тому, что старообрядчество никогда не представляло собой чего-либо единого ни в организационном, ни в идеологическом плане. Уже в конце XVII века оно распалось на два основных течения – поповщину и беглопоповщину. В начале XVIII века из-за споров не только по обрядности, но и по вопросам, которые имели социальную подоплеку, дифференциация старообрядцев продолжалась. С течением времени появилось большое число всевозможных толков и согласий, Так, в старообрядческой поповщине имелись беглопоповский толк, Австрийское согласие (Белокриницкая иеархия), Беловодская иеархия и так называемое единое. В беспоповщине появились даниловцы (поморцы), федосеевский толк, филипповский толк, страннический толк, (бегуны), спасовский толк и т.д.

В старообрядческой поповщине наиболее прочные позиции занимали сторонники Белокриницкой иеархии. Центрами на территории дореволюционной Удмуртии у них являлись приходы сел Курья и Валамаз Глазовского уезда, сел Сюмси, Муки-Какси и Зон Малмыжского уезда, приход села Светлянского Сарапульского уезда. В них насчитывалось 53 старообрядческих селения, в которых проживало 6549 человек. Кроме того, много старообрядцев Австрийского согласия проживало в Сарапуле, в Ижевском заводе всех и других местах. Например, в Ижевском заводе всех сторонников «старой веры» насчитывалось в 1884 году 588 человек и почти все они считались приверженцами Белокриницкой иеархии.

Местом сосредоточения беглопоповщины являлся Сарапульский уезд. Здесь в приходах сел Тоикино, Июльское, Кельчино и Колхозово насчитывалось 29 селений, в которых проживало 2130 староверов этого толка. Беглопоповцы проживали в самом Сарапуле, в приходах сел Нечкино, Кигбаево, но в каждом из этих приходов имелось не более сотни человек. В других уездах, из которых сложилась территория современной Удмуртии, беглопоповцев числилось немного.


Интересные материалы:

Религия центральноафриканских пигмеев
Другая группа примитивных племен — это низкорослые пигмейские племена, разбросанные небольшими поселениями в бассейне р. Конго и некоторых других районах Центральной Африки. Происхождение их до сих пор неясно. Эти племена издавна находятс ...

Огонь Сварожич
Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. До сих пор мы испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов» — хотя у большинства из нас дома не очаги, а газовые или электрические плиты. ...