Возникновение и распространение сектантства на Курской губернииСтраница 2
Но деятельность Преосвященного Феоктиста не ограничивалась только лишь личными увещаниями духоборцев. Он издает против них сочинение под названием "Разсуждение о божественности христианского учения", которое посвящает Императору Александру Павловичу. Называя Его Императорское Величество "высочайшим христианского благочестия ревнителем, защитником и покровителем Христовой Церкви" 8, владыка Феоктист так объясняет происхождение сочинения: "Всепресветлейший Монарх, всемилостивейший Государь! Во исполнение Монаршаго в Бозе почившия Августейшия Государыни Императрицы Екатерины Вторыя в 1792 г. состоявшагося Высочайшаго повеления, предлагаемы мною были изустные от слова Божия наставления некоторым заблудшим в здешнем крае поселянам, кои, безрассудно присвоя себе непосредственное вдохновение, и не веруя видимым в священном писании от начала мира во спасение человеческое провозвещенным истинам, отрицали благодатныя таинства и все церковныя и гражданския законоположения. Противу такого-то их пагубнаго заблуждения пастырским почел я долгом написать краткое о Божественности христианского учения разсуждение" 9.
Это сочинение весьма благосклонно было принято Государем, и Преосвященный удостоился получить 5 мая 1801 года следующий рескрипт: "Преосвященный Феоктист, епископ Курский и Белгородский! Сочинение Ваше о Божественности христианского учения, плод трудов и ревности вашей, приемлю я с особою признательностию как по содержанию его, толико душеполезному, так и по усердию его, с коим вы мне его приносите. Примите благодарность мою и уверение, что я пребываю вам всегда доброжелательный"10.
Доброжелательность Императора Александра I не замедлила сказаться на епископе Феоктисте. Уже через четыре месяца его удостаивают сана архиепископа. Сам же Александр I изменил свою политику против духоборов. В 1801 году в своем указе император писал: " .Все меры строгости, истощенные над духоборцами в продолжение тридцати лет до 1801 года, не только не истребили сей секты, но паче и паче приумножили число ее последователей".
Правительство приняло решение - переселить всех духоборов в одно место. Им отвели для поселения степные места Мелитопольского уезда Таврической губернии на реке Молочной, там они образовали первую духоборческую колонию - Богдановку. Вскоре эта секта слилась с толстовством, и в начале XX века почти все духоборы испросивши разрешения государственных властей, переселились в Канаду. Таким образом, секта духоборов совершенно исчезла не только из пределов Курской губернии, но и почти из всей России, в чем, без сомнения, есть заслуга и архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста.
В начале XIX века Курская губерния оказалась заражена еще одним лжеучением - хлыстовством. В отчетах духовенства Курской Духовной Консистории говорится о распространении секты хлыстов в шести пунктах Курской губернии, а именно: в селе Нижнем Теребуже Щигровского уезда, в селе Истобном Староосколъского уезда, в селе Спасском Обоянского уезда, в селе Хмелевом Фатежского уезда, в селе Щелкове Корочанского уезда и в городе Новом Осколе 11.
Подсчитывая общее количество сектантов и раскольников в Курской губернии, Духовная Консистория указывала следующие цифры: "В Курской епархии в 1843 году было раскольников мужеского пола 6023, женского 6496, а в 1853 году было мужеского пола 6181, женского 6759 душ. Обоего пола было в 1843 году 12519, а в 1853 году 12940"12. Уже в 1854 году общая численность раскольников и сектантов возрастает до 14 тысяч 13.
При таком количестве людей, вовлеченных в раскол и мистические секты, возникает вопрос, каким же образом реагировало на распространение лжеучений курское епархиальное начальство? Существовали ли какие-нибудь противосектантские братства, имелись ли в епархии миссионеры, велось ли преподавание раскола в духовных учебных заведениях? Как показывают дошедшие до нас документы того времени, никакой противосектантской работы не велось. Вот как описывает состояние епархии в конце XIX века исследователь раскола и сектантства того времени: "Курская епархия не может считаться свободной от раскола. В 1854 году, по документам, хранящимся в архиве Семинарского правления, раскольников в Курской епархии считалось до 14 тысяч; но, принимая во внимание, сказанное нами о числе раскольников и зная, что в Курской епархии есть города, население которых состоит более, чем на половину из раскольников, и целые большие слободы, нужно согласиться, что раскольников много более 14 тысяч. Обращений к Церкви из раскола в Курской епархии особенно значительных не было, но были и совращения. В настоящее время раскол в Курской епархии начинает усиливаться, сколько это можно видеть из донесения Его Преосвященства Преосвященнейшего Сергия в Священный Синод. Деятелей, специально знакомых с этим делом в епархии очень мало; в последнее же время поступали на священнические места лица очень мало знакомые или совсем не знакомые с расколом, потому что преподавание раскола прекращено. Библиотек, откуда можно было почерпнуть основательные сведения о расколе и средствах вести правильную борьбу с ним, не существует. Рассуждений на съездах духовенства общих и окружных о средствах к ослаблению раскола ни однажды не было. Братств, обществ, комиссий противораскольнических не существует…" 14.
Интересные материалы:
Значение богословия Вл. Соловьева
Кроме "академического" богословия необходимо отметить богословие Владимира Соловьева как независимый опыт богословствования, ибо без таких опытов, как отмечает профессор богословия протоерей Петр Гнедич, последующее развитие и в ...
Вопрос о происхождении буддизма.
Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было. Первые письменные памятники - надписи царя Ашоки (3 век до н. э.) относятся ко времени, когда ...