Священное животное конь
Не лев, а именно конь был тогда царственным животным. Об этом свидетельствуют находки археологов: например, каменный скипетр в виде конской головы, обнаруженный на северо-западном побережье Черного моря и датируемый 4-м тысячелетием до н. э., или нечто вроде каменного жезла, увенчанного конской головой, – из Восточного Казахстана, изготовленное чуть позже. Имена, включающие в себя «ашва» (конь), нередки в индийских мифах: река Ашванади, «конское» Мировое Дерево ашваттха («конским» было и Мировое Дерево скандинавов – Иггдрасиль, что означает «конь Игга», то есть Одина). Еще больше коней в скандинавских сагах.
Лошадиную голову имела статуя Деметры в аркадском городе Фигалии. В колеснице или на белом коне шествовал царь богов Индра. Кони, особенно белые, приносили счастье и удачу. В это нетрудно поверить, если вспомнить, что отнюдь не все армии тех времён располагали конницей и не на каждом поле тащило плуг это послушное животное. Далеко не везде бытовал праздник покровителя конских пастухов-ночлежников вроде русского Овсеня или латышского Усеня, отмечавшийся 23 апреля. Славяне ещё в христианские времена конские черепа закапывали под своими порогами, чтобы никакое несчастье не смогло проникнуть в дом. Позднее они под порогами поселили добрых домовых – охранителей жилищ. Конские же черепа перекочевали повыше: их стали укреплять над дверью, как карфагеняне свои маски, а в христианскую эпоху заменили деревянными изображениями – коньками кровли. Теперь нечистая сила не могла попасть в дом ни под каким видом: внизу был всегда начеку домовой, вверху её отпугивал конёк, а замочную скважину надёжно охраняла подкова.
В образе кобылицы первоначально славяне чтили плодородную землю, следуя в этом примеру аркадян с их богиней плодородия и земледелия Деметрой. Лишь позднее богиня приобрела антропоморфные черты, а разномастная пара коней стала её неотъемлемым атрибутом. Но если учесть, что культ её возник, когда славяне составляли единую общность с германцами и кельтами, можно предположить, что это известная кельтская богиня земли Эпона, чьё имя означает Хозяйка коней ( epos – лошадь); тогда она сама была всадницей, а справа и слева от неё изображались два коня или два всадника.
Интересные материалы:
Ветхозаветные и иудейские истоки
Ожидание Мессии из рода Давидова восходит еще ко временам Плена, ибо главным в представлениях о Мессии было восстановление престола Давида и освобождение Израиля от (чужеземных) угнетателей. Это ожидание было одновременно следствием и ...
Слова о мече
В Лк 22,35-38, одном из фрагментов, восходящих к особому источнику Луки, мы встречаем дословную цитату из Ис.53,12, которая прочно укоренена в контексте. Иисус говорит своим ученикам, что мирные времена окончились и наступает эсхатологиче ...