Буддийский взгляд на мир и назначение человека в этом миреСтраница 1
Важным моментом буддизма является идея о неотделимости друг от друга знания и нравственности. Совершенствование познания невозможно без нравственности, т. е. без добровольного контроля над своими страстями и предрассудками. В одной из бесед Будда установил, что очищающие друг друга добродетель и мудрость неразделимы. В нирване человек достигает совершенной мудрости, совершенной добродетели, совершенной невозмутимости.
Буддизмподчеркивает важность таких нравственных качеств, как благожелательность, сострадание, радость и беспристрастие. Человек должен преодолеть страсть и зависть, высокомерие, гордость и невежество. Если в мире будут процветать благожелательность и сострадание, то в душе проснется любовь, весь мир наполнится яркими лучами наших добрых мыслей, и эти лучи, войдя в души других, станут величественными и несравненными. Будда считал, что без доброжелательности и сострадания знание невозможно, а если и возможно, то оно становится бесполезным.
Каждый человек должен приобретать знания своими усилиями. «Не принимайте за истину то, что вам будет преподнесено как истина, а вот все то, что вы увидели и услышали сами, что вы поняли, то и будет истиной», — наставлял Будда.
Буддизмисходит из того, что зло, страдание, тяготы и горести, ожидание потерь и неудач, переживание беспокойства и прочие мирские проблемы вытекают из внутреннего психологического состояния личности, ее «ослепления», незнания. Таким образом, буддизм призывал не к борьбе с несправедливостью в мире, а к устранению реакций человека на окружающий мир, к ослаблению «огня внутренних желаний». В состоянии нирваны свободный дух сознает безразличие всех качеств, ничтожество всех различий во внешнем мире, он освобождается от зависимости от внешнего мира.
Буддизм считает, что высшая степень совершенства заключается не только в том, чтобы самому прийти к нирване, но и других подвести к ней, т. е. спасти не только себя, но и других.
Буддизм формировался как этическое учение. Когда Будде задавали вопросы о том, отличается ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир и т. п., он отказывался отвечать. Будда считал, что существует 10 бесполезных вопросов:
1. Вечен ли мир?
2. Или он невечен?
3. Конечен ли мир?
4. Или он бесконечен?
5. Тождественна ли душа с телом?
6. Отлична ли душа от тела?
7. Бессмертен ли познавший истину?
8. Или он смертен?
9. Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным?
10. Будет ли он ни бессмертным, ни смертным?
Вместо этого следует задавать вопросы о страдании. Наша задача — положить конец страданиям. Тот же, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в бок окровавленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал, и кто ее пустил. Вопросы о страдании, его происхождении и прекращении — вот о чем должен размышлять человек. «Это — говорит Будда — приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страданий, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване».
Человек, с точки зрения буддистов, — совокупность материального тела и нематериального ума и сознания. Сочетание нескольких физических элементов (земля, вода, огонь, воздух) создает тело. Сочетание наших психических состояний мы называем душой. Душа — не какая-то самостоятельная субстанция, а лишь ряд сменяющих друг друга психических состояний. Одно состояние переходит в другое, подобно тому, как одно пламя зажигается от другого. Но при этом подчеркивается, что существует некоторая внутренняя сила, которая обеспечивает цельность личности, удерживает в равновесии ее физические и психические свойства.
Поскольку душа — это не какая-то особая субстанция, то перерождение иллюстрируется образным сравнением: когда двигающийся шар сталкивается с другим шаром, он передает ему свое движение, а сам останавливается. При перерождении угасание одного психического состояния как бы зажигает другое психическое состояние.
Одно из важных положений буддизма — равенство людей по рождению. В «мирской» жизни жрецы и воины признавались привилегированными сословиями, но для духовной жизни подобные различия не считались существенными. На первое место ставились «нравственные заслуги» человека. Это было вызовом традиционным представлениям о «достоинствах, передаваемых по наследству». Эта идея в определенной мере соответствовала изменяющимся условиям жизни, когда положение человека все больше определялось не его происхождением, а его личными успехами, в частности его имущественным состоянием. В это время развитие торговли и ремесла привело к тому, что зажиточные вайшьи соперничали по богатству с брахманами и кшатриями; высокого материального положения достигали и некоторые ремесленники-шудры. Родоначальники буддизма не признавали авторитета Вед и выступали против брахманской ортодоксальной традиции. Будда упрекал брахманов в чрезмерной приверженности идее собственной исключительности, в высокомерии и гордыне, обличал их привязанность к земным благам, излишествам (а жрецы изображали себя высоконравственными людьми, ведущими простой и строгий образ жизни). Будда повторял, что брахманы по своей природе ничем не отличаются от простых людей. Вместе с тем он противопоставлял современное ему погрязшее в пороках жречество идеальному жречеству далекой древности. В его проповедях говорилось, что брахманы когда-то были носителями морали; если они станут на путь совершенствования, откажутся от мирских притязаний, то они смогут вернуть себе прежнее достоинство.
Интересные материалы:
Протестантизм
Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской католической церкви. С тех пор протестанты разделились на множество течений и сект, которых объединяет отказ от Священного Предания и признание источником веры т ...
Аполлон
Цезарь говорит о нем только как об Аполлоне-целителе. Подобно Марсу, он имеет два островных соответствия.
В роли целителя:
Дианкехт и трое его детей — два сына, Миах и Октриул, и дочь Айрмед. Дианкехт был изготовителем серебряного проте ...