Материалы по религии » Вселенские соборы в православной традиции » Исторический аспект семи Вселенских соборов

Исторический аспект семи Вселенских соборов
Страница 4

Третий Константинопольский собор

— проведен в 680 году в Константинополе при императоре Константине Погонате, созван был против учения монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского собора волнения, производимые монофелитами, продолжались и грозили империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Против этого выступили Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. На шестом соборе было около 170 отцов, среди них легаты Римского епископа, а при составлении правил 240. Шестой Вселенский собор отверг учение монофелитов, «утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных соборов и правила 13отцов Церкви» [3, с. 497]. Через 11 лет собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковной дисциплине. На Востоке решения Трулльского собора входят в канонические сборники как решения Шестого Вселенского собора.

Второй Никейский собор

был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших почти исключительно Восток. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Движение продолжалась при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Седьмой Вселенский собор определил употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней. Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что "Святой Дух исходит от Отца" - главнейшим "грехом", и настаивал на прибавлении слов: "и от Сына" (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами. Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком. Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре.

Последующие соборы имеют статус Вселенских только для западной традиции, где основным требованием является присутствие не всех епископов, а только находящихся в единстве с папой римским [2, с. 68]. Описанные же семь признаны в рамках всей ортодоксальной традиции, основанием которой они и являются. Говоря словами М.Э. Поснова: «Никейский и халкидонский век есть период выработки и установления вселенской ортодоксии, т.е. учения о Святой Троице, о вочеловечении и богочеловеческой природе Иисуса Христа» [5, с.353]. Из вышесказанного видно, что в ходе борьбы между разными богословскими школами и направлениями, отражённой в деятельности Вселенских соборов, выкристаллизовались вероучительные и административные границы, определилось ортодоксальное христианское учение, а также установился сам порядок придания некоторым вероутверждениям статуса ортодоксальных и общеобязательных.

Страницы: 1 2 3 4 


Интересные материалы:

Происхождение жизни на Земле
Свою теорию возникновения биологической жизни на земле еще в 1871 году привел английский ученый Чарльз Дарвин. Он считал, что жизнь на планете возникла из так называемого "бульона". Следствием мощнейшего и моментального высвобож ...

Влияние религии на воспитательный процесс в Китае
В социальной этике Китая личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению той функции. Такой подход имее ...