Исторический аспект семи Вселенских соборовСтраница 2
. В учении о Сыне Божьем были заменены после «рожденного от Отца» слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков»
. При наличии в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Бога от Бога»
являлось в некотором роде повторением, которое было исключено из текста. При этом опустили выражение «на небе и на земле»
, идущее за словами «чрез Которого все произошло». В учение о Сыне Божием, содержащееся в Никейском символе, собором вставлены некоторые слова (выделены жирным шрифтом), яснее выражающие православное учение о плотском естестве Богочеловека. Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого». Второй Вселенский собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского символа. В заключение собор постановил форму церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, в зависимости от тяжести заблуждения (7-е правило Собора). Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века. Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию.
Эфесский (Ефесский) собор
— проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году по инициативе императора Феодосия II. На нём присутствовали около 200 епископов. Поводом для созыва Эфесского собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием, который трактовал учение о воплощении Сына, разделяя в Нём соединение двух естеств и называя Марию не Богородицей, а Христородицей, и Кириллом Александрийским, который стоял на позициях термина "Богородица" и за соединение двух естеств. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл написал против Нестория свои анафематизмы. С самого начала на соборе наметился раскол – антиохийская и александрийская делегация стали заседать раздельно. Несторий председательствовал на заседании Антиохийской делегации, Кирилл – на заседании александрийской, до прибытия римских легатов будучи и представителем римского епископа. Позже к нему примкнула римская делегация. Таким образом, каждая из противостоящих сторон выступала от имени двух патриархов (Антиохийский и Константинопольский с одной стороны, и Александрийский и Римский с другой). Антиохийская делегация признала Кирилла еретиком, и низложила его. То же сделала александрийская делегация с Несторием. Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление Александрийской делегации. Те, кто признал постановление Антиохийской делегации, основали несторианскую церковь, подвергшуюся преследованиям на всей территории Империи. Даже в Антиохии вскоре утвердились противники Нестория – монофизиты.
Первые шесть правил, составленных собором, касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения. Собор кроме Нестория в своем определении осуждает "Келестиево мудрование". Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения. 7-е правило говорит о том, как следует хранить неповрежденной никейскую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид: «Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире». Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинского искажения Никео-цареградского символа добавлением в него «filioque». 8-е правило собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром. В канонические сборники Римской Церкви правила Ефесского собора не вошли. В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
Интересные материалы:
«Сын Давидов» в христологии Евангелий
Матфей более явно, чем другие евангелисты, выделяет именование «Сын Давидов». У Марка и Луки оно встречается по 4 раза, у Матфея - 10 раз. Это выражение отсутствует в четвертом Евангелии (однако см. Ин.7,42). ...
Принципы, понятия и категории религиоведения
В религиоведении реализуются определенные принципы. Исходный принцип – строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «темная» или «светлая» краска заранее предназн ...