Материалы по религии » Значение имени Бога в Библии и его произношение » Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.

Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.
Страница 4

Этот разговор происходит после эпизо­да с поклонением Израиля золотому тель­цу, то есть в такой момент его истории, когда глубокую обеспокоенность вызывал вопрос, останется ли святой Бог с этим на­родом или же извергнет на него Свой гнев. Как может святой Бог присутствовать сре­ди греховного народа? В ответе на этот воп­рос Самим Богом проведено четкое различие между Божьим присутствием/славой и Его именем/благоволением. Божьи присутст­вие и слава святы, вызывают благоговение, к ним нельзя приблизиться; грешный чело­век должен быть прикрыт от них (см. Исх.33,22). Однако Моисей сможет встретиться с именем и благоволением Бога, в которых выражается склонность Бога по природе Своей проявлять милосердие (см. Исх.33,19). Тем, кто поклоняется Богу, становится из­вестно Его имя (см. Исх.3,14; 6,2-3).

Предполагаемое здесь различие точно так же прослеживается и в остальной части Ветхого Завета. Слава Божья остается Его святым, грозным, неприступным и опас­ным проявлением. Когда слава Его появля­ется перед народом, это есть заключенный в облако огненный столп — облако закры­вает и защищает людей от вида испепеляю­щей пламенем Божьей славы (Исх. 16:10; 24:16; 40:34; 3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:2). В от­личие от этого, имя Божье — то, что Изра­иль может узнать и испытать, к чему может приблизиться — подразумевает Его благо­воление и милосердие. Псалмопевец не призывает Божью славу и не вручает себя ей, но проделывает это с именем Божьим. Величественные проявления Бога в виде Его славы обычны при драматической и приуроченной к особым случаям теофании, сопровождаемой огнем, громом и землетря­сением, но имя Его — это способ, которым Он раскрывает Себя в контексте повседнев­ного, текущего поклонения. Слава — это форма богоявления в драматических собы­тиях истории искупления — при исходе, у Синая, при освящении скинии и храма. А имя свидетельствует о доступности Бога и Его милосердии, и это форма поклонения, когда Израиль приближается к святилищу, к месту, которое Бог избрал, «чтобы пребы­вало там имя Его» (см. Вт.16,2).

Но даже с учетом этого более нюансиро­ванного подхода как Божья слава, так и Его имя являются божественными самопрояв­лениями и обязаны обнаруживать свою те­сную взаимосвязь. Этот шаг наиболее явст­венно делает Исайя: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно» (Ис.30,27). Здесь в виде огненного столпа представлено Имя. Хотя имя и слава вполне различимы благодаря присущим им немаловажным нюансам, в конечном счете они суть проявления одного и того же Гос­пода, Бога, Который судит и все же склонен к милосердию.

Внебиблейские тексты также могут спо­собствовать выявлению того, что означает фраза о месте, которое Бог избрал, «чтоб положить там имя Свое» (Вт.14,24). Сход­ное выражение дважды встречается в пись­мах Амарны, относящихся к последней по­ловине второго тысячелетия до Р.X. Царь Абду-Хеба «положил свое имя в земле Ие­русалимской». Это выражение подразуме­вает одновременно и владение, и завоева­ние. Для Бога дать Свое имя некоему месту или народу тоже означает утвердить Свое право собственности — над миром, Израи­лем или его землей. Во Второзаконии, где делается акцент на владении землей и на завете Израиля с Богом, проявление Божь­его присутствия в виде Его имени напоми­нает народу о праве собственности и влады­честве Бога. Не принижая и не исправляя представлений об имманентном присутст­вии Бога, Божье имя во Второзаконии под­тверждает самое что ни на есть реальное присутствие Бога во всей полноте Его хара­ктера и верности завету с теми, на кого Он возложил Свое имя.

Страницы: 1 2 3 4 


Интересные материалы:

Процессы во Вселенной
До сих пор можно слышать, в частности это связывают и с запуском нового коллайдра, что ученые хотят определить время возникновения Вселенной. Называют даже примерные цифры – 15 млрд лет. Это по крайней мере звучит нелепо по отношению ко в ...

Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Иаков и четыре его жены: Рахель, Леа, Билгьа и Зильпа составляют три поколения Патриархов (Праотцев) и Матриархов (Праматерей) еврейского народа. Они вели кочевой образ жизни. Примерно тридцать восемь веков н ...