Прочие титулы, эпитеты и образные выражения.Страница 3
первоначально откликнулся на эпизод с поклонением золотому тельцу заявлением, что израильтяне будут лишены Его присутствия на пути в Ханаан. Тогда Моисей стал умолять YHWH
идти вместе с ними или вовсе не выводить их в Ханаан.
Моисею дается обетование, что
YHWHбудет всегда с ним и сынами Израилевыми и Сам будет бороться за них. Однако Моисею в буквальном смысле Бог не открывает Своего Личного имени, как уже было сказано имя YHWH
это Божье обетование активного присутствия. Конечно, Моисей пережил величайшее Откровение Божие и он узнал о Боге нечто новое чего не знали праотцы Авраам, Исаак, Иаков (см. Быт.6,3), но сказать что Бог открыл Моисею Свое личное имя мы вряд ли можем. Да в ветхозаветной религии Израиля имя
YHWH
становится собственным именем Божиим.
Но это Откровение не было абсолютным, вечным и совершенным, ибо как утверждает Новый Завет ветхозаветная религия в ожидании будущего откровения была лишь детоводителем ко Христу, в Котором Божественное Откровение достигло совершенста (см. Ин.1,18; 14,9-14; Гал.3,23-26; Кол.1,15; 2,9).
Имя YHWH
, как мы уже сказали, было раскрыто Моисею в качестве нового откровения; новая вера ассоциировалась с именем YHWH
и, хотя сохранила преемственность с верой патриархов, отличалась от нее. Вера Моисея в YHWHотличалась от религии патриархов тем, что в религии Моисея акцент делался, среди прочего, на божественном вмешательстве в опасных ситуациях и на святости Бога, а это не было главными чертами в религии патриархов.
Богословские оттенки смысла, связанные с именем YHWH
разнообразны. По этимологии, и по по контексту, в котором раскрывается это имя (см. Исх. 3,12,14; 6,2-8), оно означает «присутствие». Бог — с израильтянами, Он близок к Своему народу, присутствует среди него. Это обетование присутствия усиливаются за счет того, что святилище во время странствий в пустыне называется «скиния» (буквально «обитель»), а также благодаря обетованному имени Емману-Эль(«с нами Бог», Ис.7,14; Мф.1,23).
YHWH
присутствует, Он доступен и близок ко всем, призывающим имя Его (см. Пс.144,18) ради спасения (см. Пс.106,13), прощения (см. Пс.24,11) и наставления (см. Пс.30,4). Яхве близок для обращений, но в качестве Бога Е
L
О
H
I
M
Он также, парадоксальным образом, непознаваем (трансцендентен).
Имя YHWH
определяет Его как участника в борьбе человечества за существование. Благодаря событиям Исхода имя
YHWH
на
всегда связано со спасением и освобождени
ем (см. Исх. 15:1-13; 20:2-3).
Обетование спасе
ния, данное в Исх. 6:6-8, обширно и вклю
чает в себя близость с Богом и все благосло
вения изобилия, однако решительно обо
соблено в начале и в конце фразами «Я Гос
подь». Имя
YHWH
имеет существенное
значение в пророчествах о спасении (см. Соф.
3,14-17) и в мольбах (см. Пс.85,1). Заключенная в этом имени грань спасения
повторяется в пророчествах о воплощении:
родившийся Сын будет назван Иисусом (евр. Иехошуа или Иешуа, что значит «Яхве – спасение»), ибо
(подобно эху к имени
YHWH
) «Он спасет лю
дей Своих от грехов их» (Мф.1,21). В имени
YHWH
раскрывается характер Бога как
спасителя людей.
С богословской точки зрения имя YHWH
созвучно с заветом, отчасти и потому, что в разъяснении имени в Исх.6,6-8 упоминается формула завета («Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», Лев.26,12). Имя YHWH
— это имя, к которому Израиль может предъявлять особые претензии. В завете ряд вопросов, таких как справедливость (см. Ис.61,8) и святость (см. Лев.19,2), обрисован с чрезвычайной остротой.
Каково же взаимоотношение между Богом, Его именем, присутствием и славой. Наиболее важны в этом отношении стихи 12-23 из 33 главы книги Исход. Здесь одновременно описаны четыре различных «проявления» Бога: Его присутствие, Его слава, Его имя и Его благоволение. В ответ на обещание Бога, что Израиль не будет лишен Его присутствия, Моисей просит показать ему Божью славу (см. Исх.33,14,18). Господь, однако, отклоняет эту просьбу и вместо нее предлагает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя YHWH пред тобою: и кого помиловать, — помилую, кого пожалеть, — пожалею . лица Моего (присутствия) не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,19-20).
Интересные материалы:
Воссоздание первоначальной ситуации написания текста.
Для иллюстрации воссоздания первоначальной ситуации, учитывая наше обычно большое внимание к Новому Завету, возьмем книгу Второзаконие. Проанализируем основные составляющие историко-культурной ситуации, и посмотрим каким образом нижеуказа ...
Собор
Зачатия св. Анны и храм свт. Иакова Ростовского
Стоящие вплотную друг к другу, эти величественные храмы воспринимаются как единое целое, что и неудивительно: ведь один из них «вырос» из придела другого. Наилучший вид на них открывается с юго-западной башни монастыря. Если смотреть с не ...