Материалы по религии » Культура Ислама » Орнамент в визуальной культуре Ислама

Орнамент в визуальной культуре Ислама
Страница 2

Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500–700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.

Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.

Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений.

Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. И в большинстве случаев это женская одежда. Ведь именно женщина у всех народов – это олицетворение всего самого прекрасного в мире.

Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. Орнаментизируется все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. (Последние два зачастую вышивались и в мужском варианте одежды).

Но смысл орнамента отнюдь не только в украшении, он заложен гораздо глубже. Во-первых, следует заметить одну из особенностей мусульманки – она никогда не станет на людях надевать что-либо вызывающее. Самое драгоценное и прекрасное остается в стенах дома, поэтому европейскому взгляду этот вид искусства остается практически неизвестным. А во-вторых, даже то, что видимо, далеко не всегда истолковывается правильно.

Мусульманки всегда обрамляют края одежды. Холодный голубой фон и серебристые узоры, все больше походящие на кристально-игольчатые снежинки. Некая точка "замерзания" – холод чувств, эмоций и страстей.

Орнаментально подобранная дисгармония с жарким и пламенным югом. Чистый бисерный "ручей", "прохладные капельки росы" и "лед" сменяется утренним пробуждением природы, способностью замереть и заново возродиться. Характерны розово-лиловые переходящие друг в друга тона.

Черные складки одежды контрастируют с красными, золотистыми и серо-бардовыми всполохами орнамента, это какие-то почти нереальные и совершенно немыслимые сочетания, абсолютно нелогичная игра цвета и узора. Совершенно абстрактная на первый взгляд картина, но стоит остановить взгляд, как все ощущение иррациональности исчезает, весь смысл заключается в относительной динамике, постоянном перемещении, взаимопроникновении и взаимоисключении отдельных элементов и деталей платья.

Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Радикализм и экстремизм в Центральной Азии.
Радикальные и экстремистские субъекты – это наиболее активная и самая малочисленная часть исламского движения в любом регионе мира, в том числе и в Центральной Азии. Следует, однако, отметить, что многие отождествляют понятия «исламский р ...

Русская зарубежная церковь
В ходе гражданской войны (1918 - 1921) около 25 митрополитов и епископов Русской Православной церкви оказались за границей, в эмиграции. Большинство из них были резко настроены против власти большевиков. Русская Зарубежная церковь стояла ...