Ислам и современностьСтраница 1
Если упадок религии представлялся в XIX и XX в. многим как триумф человеческого разума, результат просвещающего и освобождающего действия современной науки, то М. Вебер видел в нем симптом духовного заболевания общества, вызванного гипертрофированной до чудовищных размеров "рациональностью": технологии и бюрократия подчиняют себе мир, колоссально сужая человеческий опыт. В сознании человека угасают величайшие страсти — поэтическая сила воображения, любовь к прекрасному, героические чувства, религиозный опыт — они уступают место прагматическому расчету, заботе о комфорте, банальной тяге к "полезности". Для понимания веберовской концепции роли религии в развитии общества нужно имей, в виду посылки, из которых он исходил и которыми руководствовав м в своих исследованиях. М. Вебер считал, что все общественные институты, структуры, формы поведения регулируются смыслом, которыми их наделяют люди. В своих социальных действиях люди следуют тем или иным общественным образцам поведения ("идеальным типам"). Если поведение ориентировано на определенный смысл, то это означит что "смыслы", ценностные ориентации регулируют социальный действия людей, определяют то, что М. Вебер называл "рационализацией различных видов деятельности. Если это так, то это означает, что решающие факторы социальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, в культуре.
Полемизируя с К. Марксом, М. Вебер доказывал необходимость видеть в "идеях" важный фактор развития общества, связь между этическими принципами, религиозными верованиями, правовыми и другими нормами, а также экономической, политической деятельностью и т. д. При этом специфику религии М. Вебер видел в ее "смыслополагающей" деятельности. Отсюда — сама задача: поднять значение религии в историческом развитии, выявить связь религии с социальными изменениями, в том числе самыми радикальными, знаменовавшими собой крупные повороты в истории. В эти новые подходы вписывается и анализ истоков и форм воздействия ислама на общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных стран и на международную ситуацию в целом, степени его адаптации к изменяющимся условиям при сохранении догматики, ритуала и обрядности. Эти принципиальные вопросы являются предметом дискуссий о роли религии в истории цивилизации, в развитии национального самосознания, в формировании нравственных ценностей и об использовании религии в политических целях. Некоторые авторы рассматривали ислам как нечто архаическое, уходящее в прошлое, не влияющее непосредственно на непрерывно изменяющуюся жизнь. При этом вспоминали Г. Гегеля, который в ти- время утверждал, что ислам будто бы уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности.
Ислам встретил XXI в. как одно из направлений человеческой цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и духовной культуры. Сегодня ислам представляет собой одну из наиболее влиятельных мировых религий, занимая по количеству последователей второе место после христианства. Общая численность мусульман в мире давно уже превысила 1 млрд. Зона распространения ислама охватывает все обжитые континенты — его общины существуют более чем в 120 государствах. И хотя "исламский бум", по всей вероятности, завершился, тенденция к повышению роли религии в общественно-политической жизни стран зоны распространения ислама и в международных отношениях в последние годы сохранилась. Это связано как со спецификой социально-экономического и политического развития восточных сообществ, так и особенностями самого вероучения. Согласно концепциям некоторых европейских и американских ученых, причины усиления роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народом следующие:
Интересные материалы:
Тотемизм
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
Тотемизм - это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или ра ...
Заключение.
Несмотря на внешнюю непохожесть, все религии мира имеют единые корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и священных книгах содержатся неприходящие общечеловеческие ценность культуры и морали. Без религ ...