Принципы поклонения Богу в книгах Исход и Левит. Принципы поклонения в наше времяСтраница 1
Характерной чертой нашего времени является многозначность и размытость многих терминов. Когда мы говорим о принципах поклонения Богу, возникает определённая сложность, заключающаяся в том, что многие христиане по-разному понимают значение самого слова "поклонение". Расхождения в понимании данного термина существует не только на уровне практического служения в церквях разных деноминаций (или даже в рамках одной деноминации), но и на богословском уровне. Различные авторы дают своё определение термина "поклонение", что могло бы внести путаницу в рассматриваемый вопрос. По этой причине нам нужно исследовать первоначальное значение этого слова, то, как понимали его люди, жившие в эпоху Ветхого Завета (когда мы говорим о ветхозаветных принципах поклонения). После этого мы можем сопоставить его с тем значением, которое мы подразумеваем, когда говорим о поклонении Богу.
Закон, полученный Моисеем на горе Синай, категорически запрещает поклонение и служение иным богам, кроме истинного Бога (Исх. 20: 5; 23: 24; Втор.5: 9). Поклонение и служение означают фактически одно и то же. И для поклонения, и для служения можно использовать одно и то же древнееврейское слово[1]. Оно характеризует отношения между субъектом и объектом поклонения, которые утверждают зависимость и подчинённость человека от того, кому или чему он поклоняется. Исходя из этого, поклонение Богу можно определить как духовную практику, которая выражается в том, что человек воздаёт Богу честь и достоинство, которого Он заслуживает. Поклонение также предусматривает признание человеком своей зависимости от Бога, готовность выполнять Его повеления.
Поклонение осуществляется согласно установленным самим Богом принципам, которые мы можем открыть для себя на страницах Священного Писания. Целью данного исследования является определение этих принципов. Кроме того, необходимо сравнить принципы поклонения, установленные законом Моисея и описанные в книгах Исход и Левит, с теми принципами, которые установлены в Новом Завете для Церкви Иисуса Христа.
Говоря о ветхозаветных принципах, следует сразу же разграничить те из них, которые являются универсальными (то есть пригодными для каждого периода отношений между человеком и Богом), и специфическими, характерными для определённой эпохи. В данном случае мы рассматриваем принципы поклонения, предназначенные для Израиля и для Церкви. В первую очередь мы обратим внимание на универсальные принципы, присутствующие в книгах Исход и Левит.
Как уже было отмечено, поклонение истинному Богу исключает служение и поклонение иным богам. Несколько раз, со всей категоричностью утверждается, что Израиль не должен этого делать. Это можно понять, учитывая, что все народы, окружавшие Израиль были язычниками. Религиозное сознание евреев в то время было на уровне генотеизма, то есть, сознавая верховный статус истинного Бога Авраама, Исаака и Иакова, они в то же время признавали реальность языческих богов иных народов. Вплоть до вавилонского плена многие израильтяне уклонялись в служение иным богам. Поэтому первой из десяти заповедей стала заповедь, утверждающая монотеизм.
Не менее важным есть осознание духовной природы Бога, Его трансцендентность по отношению к творению. С этим принципом связана вторая из десяти заповедей, полученных на горе Синай - запрет на изготовление изображений для использования их в религиозной практике. Тот, кто поклоняется должен осознавать, что Бог есть дух, попытка втиснуть Его в какой-либо антропоморфный либо зооморфный образ есть идолослужение. Увы, эта заповедь также очень часто была нарушаема. Яркий пример тому - праздник в честь Яхве у подножия горы Синай (Исх.32: 1-6). Был изготовлен золотой телец, олицетворяющий не языческого, а истинного Бога. Телец на Востоке был олицетворением силы и могущества, и нет ничего удивительного в том, что евреи использовали его изображение как видимый образ Всемогущего Бога. Тем не менее, такое религиозное творчество навлекло гнев с Его стороны (Исх.32: 7-10). Важность этого принципа заключается в том, что для поклонения невидимому Богу необходима вера, о чём будет сказано ниже.
Важнейшим универсальным принципом поклонения есть святость. Многократно Бог призывает Свой народ к святости, поскольку Он свят (Исх. 19: 6; Лев.11: 44-45; 19: 2; 20: 7; 20: 26; 21: 8). Слово "святой" - "qados" первоначально означало просто "выделенный", особенно для религиозных целей[2]. В этом смысле слово используется не только в отношении людей, но и определённых предметов, используемых в культовой практике. "Святым" мог быть участок земли, здание, мебель в святилище и т.п. В законе, данном Моисею, Бог повелевает Своему народу отличать "священное" от "не священного" и "чистое" от "нечистого" (Лев.10: 10). "Нечистое" не должно быть используемо в поклонении, так же как и то, что является "священным" не может быть используемо в мирских целях. Поэтому третья заповедь закона Моисея запрещает профанацию имени Бога (Исх. 20: 7). Значительная часть Пятикнижия, в особенности книги Левит, посвящена изложению учения о чистом и нечистом, святом и не святом. Безусловно, ритуальная святость утратила своё значение в Новом Завете. Почему же мы относим пребывание в святости к универсальным принципам поклонения Богу?
Интересные материалы:
Трактовка русскими православными богословами догмата об искуплении в ХХ
веке
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании которого предпринимались попытки преодолеть о ...
Начало раскола. Монархия
и Церковь.
«Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих.» (Ветхий Завет. Книга премудрости Исуса, сына Сирахова. 11.34)
Главным виновником церковного раскола в России был московский патриарх Нико ...