Материалы по религии » Религоведение » Буддизм: истории и современность

Буддизм: истории и современность
Страница 3

Культ в хинаяне ограничивается почитанием Будды. Проповедями, поклонениями «святым местам», связанным с жизнью Будды, и стулом - культовым сооружением, где находятся буддийские реликвии. Культ махаяны более усложненный, добавлено почитание и поклонение бодхисатвам, архатам (святым), введены молитвы, магические заклинания, практикуются жертвоприношения, имеются храмы (пагоды) и обширные храмовые комплексы, в которых осуществляются пышные ритуальные действия, боги изображаются в виде скульптур.

Одной из форм буддизма, ответвлённой от ма-хаяны, является ламаизм - сложившийся в Тибете в VII - XIV вв., затем распространившийся в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. Ламаизм кроме буддийской основы, вобрал в себя различные древние анимистические представления жителей Тибета и отличается крайним политеизмом Особое место в этой форме религии занимают ламы (букв. - высочайший) - буддийские монахи, которые рассматриваются как посредники между людьми и божествами, без помощи которых верующие не смогут получить благополучие в реальном мире и спасение в мире потустороннем. Среди лам существует четкая субординация: по степени монашеского посвящения и статуса они подразделяются на высших, средних и низших лам. В ламаизме существует учение о перерождении высших лам, на вершине ламаистской иерархии стоят Далай-лама (земное воплощение бодхисатвы Авало-китешвары) и Панчен-лама (воплощённый Будда Амитаба - властитель рая). Далай-лама является главой светской и религиозной власти в Тибете главой всех ламаистов в Мире. Панчен-лама считается высшим авторитетом в религиозных делах Распространен культ Хубилганов (букв. - перерождённый) земных воплощений бодхисатв. Ламаизм признает существование ада и рая, в которые попадают души верующих в соответствии со своими грехами и добродетелями. Пантеон ламаизма очень обширный. Наряду с богами существует иерархия многочисленных духов.

Каноническую основу ламаизма составляют сборники священных текстов Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов).

Культ ламаизма внешне очень пышный. Богослужения и театрализованные мистерии проходят в дацанах (монастырях), состоящих из храмов и жилых помещений для монахов. Используются различные магические приёмы и заклинания, поклонения духам гор, для чего строят «обо» — кучи камней, где «живут» духи. Развито религиозное изобразительное искусство (красочные маски, одежды, картины, скульптуры), призванное потрясать религиозные чувства верующих.

Этическое учение ламаизма содержит представления о десяти чёрных грехах и стольких же белых добродетелях, которые делятся на три категории: телесные, речевые и связанные с сознанием.

Грехи:

1) убийство, воровство, прелюбодеяние;

2) клевета, ложь, злословие, насмешка;

3) злоба, зависть, ересь.

Добродетели:

1) милосердие, раздача милостыни, нравственная чистота;

2) правдивость, отсутствие вражды, вежливость, почитание «Священного писания»;

3) умеренность, сострадательность, вера в истинность религии.

Среди многих сектантских течений буддизма наиболее заметным является дзен-буддизм - специфическая дальневосточная модификация махаяны. «Дзен» — означает молчаливое созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение на основе догмата о возможности достичь неожиданного просветления (сатори), заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Различают дзен китайский (чань) и японский, монастырский и мирской. В странах Западной Европы и Америки дзен-буддизм популярен как разновидность психотерапии, психоанализа, основанного на медитативной практике.;

В последние десятилетия для буддизма характерны тенденции к централизации, что проявилось в сознании международных координационных организаций — Всемирное братство буддистов (ВББ), Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ), региональные организации в разных странах.

Контр 1льпые вопросы

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Могилевский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Первый документ, упоминающий о Могилевском Спасском монастыре, относится ко второй половине XVI в. В нем говорится, что монастырь был основан могилевскими мещанами при Спасской церкви. Церковь эта - древнейшая в Могилеве, истоки ее теряют ...

Домашние божества.
Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств — доброхотов и доброжилоб, во главе которых стоял домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с ...