Буддизм: истории и современностьСтраница 2
1) не убивать никакого живого существа;
2) не говорить неправды;
3) не брать себе не принадлежащее;
4) не прелюбодействовать;
5) не применять возбуждающих средств;
6) не есть после полудня;
7) не участвовать в увеселениях;
8) не употреблять мазей духов, не носить украшений;
9) не спать в широкой, высокой, мягкой постели;
10) не иметь золота, серебра, драгоценностей.
В буддизме человеческая личность, как и вся природа внешнего мира, - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно движущихся элементов (дхарм). Фактически отрицая существование души (анатман), буддизм вводит понятие «сантана» (букв, «поток», «последовательность»). Личность - лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний, но она остаётся чем-то единым, и все ее элементы (дхармы) сохраняют связь между собой. Это происходит благодаря некоему внутреннему фактору (прапти).
Буддизм своеобразно трактует карму. За свои поступки ответственность несет сам человек, и изменить его карму никто, даже Бог, не может. В этом смысле новое существование, перерождение - результат действия (карм), зафиксированных в прошлом.
Высшая цель буддизма - нирвана («успокоение», «угасание»). Это достигнутое личными усилиями высшее состояние, когда человек освобождается от всех земных привязанностей и страстей, его сознание угасает, он покидает сансару, прекращается действие закона кармы и движение дхарм. Нирвана - не смерть (буддизм отрицает вечную смерть). Она рассматривается как особое состояние, которое невозможно описать в образах, её точного определения в канонических текстах нет. Иногда говорится, что она «высшее блаженство», «высшая цель» (в смысле прекращения страдания и завершения «пути»).
В конце I в. до н. э. — I в. н. э. в буддизме выделились два главных направления — хинаяна и махаяна. Они отличаются, главным образом, тем, что хинаяна (малая колесница) проповедует «узкий» путь спасения для части людей, а махаяна (большая колесница) — «широкий» путь спасения для всех.
Хинаяна — не самоназвание. Так обозначаются те школы, учение которых восходит к раннему буддизму. К настоящему времени сохранилась одна школа
— тхеравада. Согласно хинаяне, конечная цель спасения — нирвана, достичь которую могут только аскеты — члены сангхи — личными усилиями, на основе учения Будды. Сам Будда здесь признаётся не богом, а человеком, достигшим в своем развитии совершенства (просветления), учитель, открывший людям путь спасения. В хинаяне для достижения спасения необходимо исполнять все десять предписаний «Панчашилы», регулярно заниматься практикой концентрации мысли и медитацией, отказываться от любой жизненной активности. Культ и иерархия духовенства не развиты.
Махаяна, в отличие от хинаяны, провозглашает универсальный характер освобождения: возможность достигнуть состояния Будды дается всем людям, так как они имеют изначальную сущность Будды. В махаяне цель буддизма может быть достигнута легче, скорее, более простыми средствами. Поэтому в современном Буддизме махаяна более популярна, чем хинаяна. Примерно 2/3 всех буддистов
— последователи махаяны.
Центральное место в махаяне занимает учение о бодхисатвах — людях, заслуживших переход в нирвану, но сознательно оставшихся на земле, чтобы помочь всем людям найти путь к спасению. Это учение привело к укреплению роли монашества как посредников на пути к спасению, выделению духовенства, имеющего наследственный статус высшей социальной группы.
Достичь нирваны в махаяне можно без обязательного посвящения в монахи, достаточно выполнять первые пять предписаний «Панча шилы», но при этом обязательно нужно пользоваться духовной помощью бодхисатв как учителей и наставников. Само понятие нирваны здесь трактуется как понятие рая. Шкьямуни обожествлён и объявлен полным Буддой (абсолют, Бог творец, воплощение всеобщего Брахмана). Число Будд, как воплощений Брахмана, доведено до бесконечности. В махаяне особо почитается грядущий будда Майтрейя, считающийся мессией, приход которого будет знаменовать полную победу над страданиями в мире.
Интересные материалы:
Северная и центральная Азия. Средняя Азия
Буддизм проник в Среднюю Азию вероятно со времён самого Будды. Согласно палийским легендам, два брата-торговца из Бактрии Тапассу и Бхалика посетили Будду и стали его учениками. Потом они вернулись в Бактрию и построили буддийские храмы ( ...
Ветхий Завет. Проблемы понимания и толкования Ветхого Завета
Ветхий Завет – название первой части христианской Библии, утвержденной Церковью в статусе Священного Писания и богодухновенного текста. Ветхий Завет представляет собой собрание книг, усвоенных из традиции еврейской Библии. Особая роль в ф ...