Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религииСтраница 4
В зависимости от сложности организационных институтов религий выделяют четыре основные типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ, деноминацию.
Церковь — автономная религиозная организация, имеющая сложную, строго централизованную, иерархически построенную систему взаимоотношений священнослужителей и верующих. Обязательным признаком церкви является наличие единого руководящего центра, который определяет все стороны религиозной деятельности.
Секта (лат. — замкнутая группа) — объединение верующих, противопоставляющих себя официальному религиозному учению на основе изменения вероучения и культа.
Харазматический культ — одна из разновидностей секты, которая создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, наделяемой сверхъестественными качествами (Бог, посланник Бога, пророк). Приверженцы считают, что благодаря исполнению предписаний получат харизму — особую силу, способности от Бога. Жизнь и религиозная деятельность членов секты и харизматических культов носит замкнутый характер.
Деноминация — переходный тип религиозной организации, который в зависимости от характера возникновения и направленности имеет черты церкви и секты.
Религия как элемент социальной системы играет определенную роль в обществе и выполняет ряд функций.
Функция религии — способы, характер, направление воздействия религии на общество в целом и на отдельные его элементы.
Компенсаторная (или иллюзорно-компенсаторная) функция проявляется в том, что религия пытается психологическими средствами восполнить, возместить человеку то, что он хотел бы иметь в жизни, но в силу определенных обстоятельств не имеет. Эта функция направлена на утешение верующего, облегчения его страдания, создание определенной уверенности в перспективе.
Мировоззренческая функция проявляется в том, что религия на основе своего вероучения формирует определенное целостное миропонимание, мироощущение, оценку мира, отношение к миру сквозь призму веры в Бога.
Регулятивная функция заключается в способности религии через систему выработанных ею норм, предписаний, установок регулировать поведение, взаимоотношения, действия верующих.
Коммуникативная функция реализуется через характер общения верующих между собой и с Богом, определяемый сутью вероучения и его сторонами. Здесь общение имеет вертикальный (общение с Богом) и горизонтальный (общение верующих между собой) аспекты проявления.
Интегрирующая функция проявляется в том, что религия с помощью своих институтов и на основе религиозных норм поведения выступает средством идейного объединения людей путем создания чувства единства в религиозной вере. Тем самым религия способствует стабильности данного общества и поддерживает свое собственное существование.
Кроме основных, религия может в разное время выполнять и нерелигиозные функции: политическую, воспитательную, экономическую, культурно-просветительную, терапевтическую и т. п.
История развития религий дает большое количество их проявлений. Единых критериев систематизации религий в религиоведении нет. В то же время для сопоставления религий и их анализа необходимы определенные основания, базирующиеся на наиболее общих признаках. Главные разновидности (виды) религий:
Ранние формы — религии, порожденные первобытнообщинным строем (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и т. д., языческие по своему содержанию). Термин «языческий» не имеет конкретного содержания. Чаще всего им обозначаются религии, не имеющие письменных источников вероучения, где религиозная традиция передается в форме мифов, былин, сказок.
Зооморфные религии — такие, в которых боги и духи изображаются в виде животных или с элементами животных (родоплеменные, частично национальные).
Интересные материалы:
Второе пришествие Христа
"Второе пришествие Христа - блаженное упование церкви - явится величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир . Время этого события не открыто, и потому мы пр ...
Уровни славянской мифологии. Что же такое мифология?
Миф (греч. слово,предание)-сказание, передающее представления и верования людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, о бргах и героях.
О славянской мифологии теперь можно судить только по вторичным – письменным, фольклорным ...