Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религииСтраница 1
Слово «религия» в переводе с латинского языка означает «набожность», «благочестие», «святыня», «предмет культа». Религия - одна из форм общественного сознания, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и той или иной разновидности сверхъестественного. Вера в сверхъестественное - главный признак религии. Поэтому религию часто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» - верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» - под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин. Верующие представляют себе сверхъестественное не только в виде сверхъестественных существ (боги, духи), но также и в виде сверхъестественных объектов (рай, ад), процессов (сотворение мира, воскрешение мертвых), свойств реальных объектов (чудотворные иконы, способность реликвий; влиять на людей) отношении (связь между молитвой и ожидаемым результатом
Религиозная вера занимает особое место в религии и психике ее носителей. Поскольку ее предметом является нечто трансцендентное (потустороннее - находящееся вне материального мира) постольку она не подлежит, по мнению верующего человека, эмпирической проверке, не включена в общую систему познания и практики. Так немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) считал что существование Бога нельзя с помощью логики ни доказать, ни опровергнуть. При этом следует подчеркнуть, что религиозная вера является главнейшим условием существования любой религии но вера в сверхъестественное может существовать и вне конкретной религии (пример: эзотерические учения и объединения).
Религиозные представления возникают в эпоху верхнего палеолита, примерно 40 тыс. лет назад Феномен религии непосредственно связан с завершением процесса антропогенеза, с появлением и развитием человеческого интеллекта, речевой деятельности. Поэтому религия, с одной стороны как бы отделяет человека от животного, а с другой - является обязательным элементом развития и становления человеческой цивилизации. По мере усложнения устройства человеческого общества соответственно видоизменяются и усложняются религиозные представления.
Религии возникают и существуют в результате действия целого комплекса причин. Совокупность причин, породивших и поддерживающих существование религии, называют корнями религии. Различают социальные (общественные), гносеологические (познавательные) и психологические (эмоциональные) корни религии.
Социальные корни религии — это породившие и поддерживающие существование религии особенности практической деятельности людей. Главным социальным корнем является относительная слабость человеческой практики, то есть неспособность людей своим трудом и своими поступками устранить нежелательные для себя явления (голод, нищету, эксплуатацию, угнетение др.), по-разному проявляющаяся в первобытном и классово антагонистическом обществе. В первобытном обществе — это главным образом бессилие по отношению к природе, а в антагонистическом обществе — по отношению к эксплуатации и политическому гнету. Важным социальным корнем, имевшим место в различные периоды истории, является также бессилие людей перед стихийными социальными законами. К социальным корням религии относятся и конкретные общественные явления, по отношению к которым проявляется бессилие масс: войны, нищета, кризисы и др.
Интересные материалы:
Ньингма
Ньингма - самая старая из четырёх школ Тибетского буддизма.
Эту школу еще называют школой красношапочников, так как цвет их головного убора всегда красный, что отличает их от приверженцев других школ. Свое начало школа ведет от Падмасамб ...
Некоторые второстепенные особенности
Следует также выделить некоторые второстепенные особенности, замеченные Савченко П.Д., который называет их второстепенными потому, что они не отражаются в вероучении. В то же время они очень характерны для практической жизни АСД.
а) В мо ...