Религия ведийских ариев.

Религиозно-мифологический мир древних ариев был древене и многослоен. К самому раннему его слою относились божества, принадлежавшие к периоду индо-европейской общности. Арии почитали их за много веков до вторжения в Индию и за много тысяч километров от нее, в евразийских степях, где, по всей вероятности, некогда жили их предки. Следующий слой образовывали индо-иранские боги (индо-европейское единство распалось, примерно в III тыс. до н.э. и индо-арии отделились от иранцев).

К числу древнейших ведических божеств относились Диаус - бог небес, отец и Притхви - богиня земли, мать. Позднее их место заняли Варуна, бог неба и Индра, бог грома и дождя. Богам придавали антропоморфные черты, приписывали человеческие поступки и образ жизни. Первоначально все боги были смертны (тапуа). Им всем были присущи натурмифологические черты. По представлениям древних индийцев, Вселенная состояла из трех сфер-миров (лока): земли, воздушного пространства и неба и называлась "трилока" (три мира).

Соответственно был представлен и мир богов: Митра, Варуна, Сурья, Пушан, Вишну, Ушас, Ашвина, Савитар и Адитьи относились к богам неба. Индра, Марута. Рудра, Ваю-Вата - к богам воздуха, а к богам земли - Агни, Сома и Брихаспати.

Высшим божеством считался Индра-громовержец, он был царем (раджей) богов. Его главный подвиг - убийство демона засухи Вритры. Агни был верховным жрецом.

Всеведущий и всевидящий Варун ведал вопросами истины и нравственного порядка (рита) и выступал нравственным руководителем всех божеств. Помимо благодетельных божеств, были и демонические, которые приносили людям несчастья, болезни и разорения.

Существенной чертой ведических богов были их благожелательность, они были друзьями людей.

Наряду с молитвами богам совершали жертвоприношения, которые служили средством сделать приятное богам и снискать их милость к жертвователю. Ни храмов, ни алтарей, ни священных изображений не было.

Гимн и молитвы, которые арии возносили своим богам, запечатлены в Ригведе. Она считается самой древней и авторитетной среди вед. Ключом к ее пониманию служит отраженная в ней мифология, прежде всего, космогония. Космогонические гимны Ригведы посвящены поискам первопричины бытия. Ее видят то в боге-творце Вишвакармане, то в жертвоприношении первочеловека Пуруши, то в Золотом зародыше и т.п. Причастен к сотворению космоса и Индра.

Сотворенный космосом представлялся ариям состоящим из трех миров или сфер, населенных богами, людьми и иными существами. Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.

Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировое древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Из ведийской мифологии, наложившейся на еще более древнюю протоиндийскую, выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь.

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя.

Деятельность школ была важна для становления будущей философии.


Интересные материалы:

Ислам.
Третьей (самой поздней по времени возникновения) «мировой» религией является ислам или мусульманство. Это одна из распространеннейших религий: приверженцев ее насчитывается около 800 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Запад ...

Жанровый анализ.
1. Значение жанрового анализа для понимания текста. а) Определение понятия «жанр». Рассматривая текст Писания как литературный текст, мы обнаруживаем чрезвычайное разнообразие литературных приемов, которыми пользовались авторы библейски ...