FilioqueСтраница 1
Сам термин Filioque дословно означает «и Сына». Это слово было прибавлено к Никео-Цареградскому символу веры в 589 году на местном Толедском соборе Испанской церкви. После чего этот символ стал читаться так: Веруем . и в Духа Святого . от Отца исходящего и Сына (Filioque). Т.е. ипостасное свойство Святого Духа «исходит от Отца» было расширено «исходит от Отца и Сына». Причина тому в то время была следующая: На этом соборе было решено присоединить вестготов к церкви. А так как они ариани, то, желая показать вестготам, что Сын полностью равен Отцу, Испанские богословы поставили Святого Духа по отношению к Сыну в такое же положение, какое Дух Святой имеет по отношению к Отцу. Т.е. сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. В течение седьмого и восьмого веков Filioque было принято во Франции и Англии. Карл Великий и Французские епископы ревностно отстаивали это. И хотя в самом Риме ещё при папе Льве III (795-816) был дан решительный отпор Filioque, уже в 1014 году, по мнению большинства историков, папа Бенедикт VIII окончательно внёс в символ веры Filioque. В 1054 году это расхождение об исхождении Святого Духа было одной из причин официального разделения церкви на западную и восточную. Между этими церквями поныне нет единомыслия по данному вопросу. И сегодня в своём подавляющем большинстве весь христианский мир, принимая учение о Троице, сформулированное Каппадокийскими отцами разделяется на две стороны. Одни верят в исхождение Святого Духа от Отца, другие в исхождение от Отца и Сына.
Говоря о причинах, повлиявших на появление Filioque можно выделить две:
- Первая - первоначальная: когда ради присоединения вестготов к церкви, церковь изменяет символ веры.
- Вторая - более поздняя: когда дело шло уже к разделению церквей, а тем более не малая часть западных христиан уже исповедовали Filioque, Западной церкви выгодно было оставить Filioque для усиления повода к разделению с востоком и для сохранения единства на западе.
Если говорить о том, какую форму приняло учение о природе Святого Духа с Filioque, то следует отметить:
- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, значит, обладает всеми непередаваемыми свойствами Божественной природы.
- Святой Дух ипостасно отличается от Отца и Сына, т.е. не Отец и Сын, а личность.
- Святой Дух исходит от Отца и Сына, и это Его личное ипостасное свойство.
Теперь, делая выводы в конце этой части работы для дальнейшего использования этих выводов, нам нужно будет определиться в том, что стало неотъемлемой частью христианского учения о природе Святого Духа. Т. к. в разных воззрениях по данному вопросу некоторые слагаемые совпадают, мы чтобы не повторяться, один раз напишем те слагаемые, которые повторяются и к ним допишем остальные:
- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно»:
- непостижим
- вечен
- Вседержитель
- Бог
- Господь
- не создан
- Святой Дух - ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и некая сила, а личность.
- Святой Дух исходит от Отца, и это есть личное ипостасное свойство Святого Духа.
- Святой Дух несотворённое существо, но происходит от Отца и Сына.
- Святой Дух по своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Отцом и Сыном.
- Святой Дух - некий инструмент Отца.
- Святой Дух - творение, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творения.
- Святой Дух - эон или эманация Отца.
- Святой Дух - одно из имён одного Бога, открывающегося как Отец в Ветхом Завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.
- Святой Дух - Божественная сила одного Бога.
- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.
- Святой Дух - это двойное расширение монады, связанное с домостроительством.
- Святой Дух исходит от Отца и Сына.
В данной части работы нам следует рассмотреть учение Ветхого и Нового Завета по вопросу природы Святого Духа, с целью увидеть суть и слагаемые этого учения в свете Библии. Т.к. Библия не говорит нигде прямо: «Природа Святого Духа такая-то и такая-то», исследование будет проходить следующим образом: Мы будем рассматривать Библейский взгляд на природу Бог; знакомиться с текстами Священного Писания, касающиеся непосредственно природы Святого Духа, а так же с текстами, говорящими об атрибутах, действиях, именах Святого Духа по мере надобности в сравнении этих атрибутов, действий и имён с природой Бога.
Слово «Дух», которое мы встречаем в Ветхом Завете - это перевод многозначного еврейского слова «руах» (x;Wr), которое встречается там триста восемьдесят девять раз. Далеко не всегда слово «руах» (x;Wr) означает «дух», тем более не всегда используется для описания Святого Духа.
Интересные материалы:
Марс
Цезарь вполне закономерно приписывает ему воинскую функцию, у него имеются два островных соответствия.
На королевском уровне: Нуаду, король ирландских племен богини Дану — он сам не участвует в битвах, но согласно известному присловью, « ...
Второй столп Ислама: Молитва
Сала - ежедневная ритуальная молитва, предписываемая всем мусульманам как один из пяти столпов Ислама. Она выполняется пять раз в день всеми мусульманами. Сала - точное поклонение, отличающееся от мольбы по вдохновению в зависимости от мо ...