Особенности духовной культурыСтраница 3
Не менее привлекательны для туристов статуя фараона Аменемхета III,стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Восхищение вызывает рельеф, изображающий (на крышке ларца) умершего в 20-летнем возрасте фараона Тутанхамона с еще более юной женой. Остается только гадать, какие бесценные памятники египетской культуры оказались разграбленными и, возможно, просто переплавленными или, в лучшем случае, надежно скрытыми в частных коллекциях. Жемчужиной музея Лувр в Париже является скульптурный портрет Нефертити, жены фараона Аменхотепа IV, предстающий для последующих поколений как символ женской красоты. Вандомскую площадь в Париже украшает изящная колонна с иероглифами, вывезенная Наполеоном. Даже он был потрясен величием древнеегипетской культуры. "Остановитесь, - сказал он своей армии перед пирамидами, - на нас смотрит вечность".
Установленные в египетском искусстве каноны остались неизменными в течение трех тысячелетий: строгая линейность композиции, плоскостное изображение фигур, условности в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, ясность и четкость линий. Величайшим открытием не только для искусства, но и для науки стало золотое сечение, обеспечивающее максимальную прочность архитектурным и скульптурным сооружениям, задающее эстетические каноны живописи. Золотому сечению подчиняется "архитектура" скелета, оно лежит в основе глубочайших природный соотношений. Вообще искусству приписывалось магическое значение. Не менее примечательно и то, что искусство носило безымянный характер - художник не выпячивал свою индивидуальность, а передавал общие смыслы.
Одной из древнейших в мире является музыкальная культура Египта. Музыка сопровождала религиозные обряды и празднества, распространена была и в повседневной жизни. Музыка в Египте называлась "хи" - удовольствие. Ей приписывалась мистическая сила, и в этой связи инструменты подбирались не по тембру, а по назначению. На фресках II тыс. до н.э. можно встретить изображения лиры, арфы, барабанов.
До нас дошли также памятники художественной литературы, относящиеся ко II тыс. до н.э. Она представлена мифами, сказками, поучениями и наставлениями мудрецов и царей. Самое знаменитое и совершенное в художественном плане творение древнеегипетской литературы - "Беседа разочарованного со своей душой", или "Песнь арфиста". Все обречено на тлен, разрушение, исчезновение, говорится в ней, и никто еще не подал вестей о себе после смерти. Раз так, надо успеть насладится земной жизнью: "Проведи праздничный день и забудь заботы". Другим замечательным памятником являются созданные в конце II тыс. до н.э. "Прославления писцов": "Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы, Но оставили наследство в писаниях, поучениях, созданных ими, Их пирамиды - книги поучений"[6]. Существовала в Древнем Египте и любовная лирика.
Уважение к слову, к письму было буквально благоговейным. По сути дела, именно Египет дал человечеству письмо и традиции письменных записей, там же был создан папирус для письма. Составлялись своды законов, писались долговые расписки. В Древнем Египте использовались металлические деньги. Там были созданы прообразы школ, первые сведения о которых датируются III тыс. до н.э. Существовала и своеобразная высшая школа, названная Домом жизни. Здесь обучали главным наукам древности - астрономии, математике, врачеванию. Не менее полезными знаниями считались там волшебство и заклинания.
В Древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. Астрономам удавалось предсказать затмения (чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие ими народ), была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце. Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина: была установлена роль мозга в организме, проводились операции, даже трепанация черепа. Были изобретены первые в истории часы - водяные и солнечные, ниломер - устройство для измерения уровня воды в Ниле, позволяющее предсказать урожай.
Интересные материалы:
Почему оно началось
В XVII в. Трудно сказать, отчего произошла эта разница в ходе явлений между XVI и XVII вв., почему прежде у нас не замечали своей отсталости и не могли повторить созидательного опыта своих близких предков: русские люди XVII в. что ли каза ...
Святая инквизиция
Святая инквизиция – общее название ряда учреждений Римско-католической церкви для борьбы с ересью. От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле – «розыски», «расследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё ...