КатолицизмСтраница 1
До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.
Православие придерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.
Догматические расхождения
Православие |
Католицизм | ||
Учение о Троице |
Святой Дух исходит от Бога Отца |
Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»). | |
Учение о Чистилище |
Отсутствует |
Чистилище – промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души. | |
Учение о «сверхдолжных заслугах». |
Отсутствует. Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве. |
За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом – за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. | |
Учение о Пресвятой Богородице. |
Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей». |
Приняты новые догматы о Деве Марии: Она была зачата непорочно, от рождения была свободна от первородного греха. И умерев добровольно, телесно воскресла, став вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества. | |
Учение о верховенстве папы Римского. |
Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного. Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной в своих внутренних делах. Важные вопросы церковной жизни решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это было во времена апостолов. |
Папа Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. | |
Учение о благодати |
Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом. |
Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком. | |
Другие различия | |||
Крещение |
Осуществляется полным погружением в воду |
Осуществляется обливанием или кроплением | |
Причастие |
Употребление для Причастия пресного и квасного хлеба, которые символизируют две природы Христа: божественную и человеческую. · Причащение мирян Телом и Кровью Христа. · Причащение младенцев. · Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня). |
· Употребление для Причастия только пресного хлеба. · Причащение мирян только Телом Христовым. · Отказ причащать младенцев. · Пост перед Причастием – 1 час. | |
Священство |
· Черное священство (монахи) – не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей). · Отсутствует сан кардинала. |
· Целибат (безбрачное духовенство). · Введен дополнительный сан кардинала. | |
Интересные материалы:
Сексуальные итоги культур,
снявших чрезмерные запреты с женщин.
В западных обществах мы можем наблюдать мир мужчин со значительно пониженной сексуальной агрессивностью. В разговоре с одним из эстонских ученых я спросил его, какова в его краях роль женщины как влекущей цели, стимулирующего мотива для м ...
Особенности вероучения, организации и культа
Реформаторы настаивали наличном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Предание либо отвергается, либо используе ...