Разделение в
старообрядчестве.Страница 2
Живущие же в миру стали жить блудно. Тогда часть беспоповцев пришла к заключению, что таинство брака может совершать и мирянин. Эти беспоповцы получили название беспоповцев-брачников. У них совершать таинство брака стали простые наставники.
Особняком стоит в беспоповстве так называемое нетовское согласие. У нетовцев нет храмов, они не служат ни часов, ни вечерни; ничего подобного у них нет, поэтому они и называются нетовцами. Сами они называют себя «спасовцами», потому что, как они говорят, надеются на одного только Спаса. От всех остальных беспоповцев они отличаются главным образом тем, что не перекрещивают крещеных в новобрядческой церкви, а принимают их с тем же крещением.
В жизни старообрядцев-беспоповцев в XVIII веке большую роль играла Выговская пустынь как культурный и духовный центр беспоповства, прославившийся своей обширной литературной деятельностью. Выговскую пустынь создали знаменитые братья Денисовы, Андрей и Семен. Здесь же были написаны «Поморские ответы», в которых весьма обстоятельно изложены основные положения старообрядчества. В царствование Николая I Выговская пустынь была безжалостно разрушена до основания.
Заканчивая эту скромную работу, можно сказать, что старообрядчество как явление изучено гражданскими и научно-историческими исследователями недостаточно. Первыми исследователями возникновения старообрядчества и его истории принадлежит лицам господствующего исповедания. Всех этих исследователей-историков можно разделить на две половины, точнее на две школы: миссионерскую и народническую.
Миссионерская школа имеет своего родоначальника в лице Димитрия Ростовского и заканчивается современными преподавателями семинарий и профессорами академий, обучающими юношество «истории и обличению старообрядчества». Для миссионерской школы история старообрядчества есть история невежд, и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого, дикого и непросвещенного народа.
Совсем иначе смотрит на старообрядчество народническая школа. Сущность ее воззрений состоит в развенчании, осуждению отношений к старообрядчеству господствующей церкви (РПЦ!!!). Церковные и гражданские власти, а также и высокомерное общественное мнение пред старообрядчеством не совсем правы: старообрядчество неповинно в тех преступлениях и проступках, какие желают взвалить на него властители церкви и государства, неповинно оно и в той темноте, умственном убожестве, некультурности, в каких обвиняет его так называемое высокое, интеллигентное общество.
Знаменателен и такой факт: старообрядцы в целом были всегда грамотнее и культурнее никонианской массы. Николаевская (Николая I) эпоха особенно ярко явила это различие. В то время были созданы в каждой губернии особые комиссии для обследования умственного состояния местного населения. Изрядно показательны обследования Нижегородской комиссии: «…Подъезжаем, - пишут члены комиссии, - к селу, спрашиваем название его: «Василёвы», - отвечают.
– Кто живёт? – Раскольники*[21]. – Грамотные есть? – Все грамотны. И, действительно, оказывается, сплошь все грамотны. Едем дальше.
– Что за деревня? – Сукино. – Кто живёт? – Православные. – Есть грамотные? – Один деревенский писарь. И так – по всей губернии», – удостоверяет губернская комиссия.*[22]
Даже высокие чины армии бывали вопиюще безграмотны и невежественны. «Генералы, читавшие почти по складам и не умевшие писать без грубейших грамматических ошибок, стали, - как утверждает одно академическое издание нашего времени, - довольно частым явлением к концу царствования Николая I».*[23] Николаю I, занятому по горло просвещением евреев, некогда было заняться просвещением не только народа русского, но даже верхушки русской армии. Но у него было много свободного времени для уничтожения древлеправославных школ и древлеправославных монастырей, которые для ревнителей древлеправославной Веры были такими же многозначительными университетами, каковыми были они и в Древней Руси – при Антонии и Феодосии Печерских, Зосиме и Савватии Соловецких, Сергии Радонежском, Александре Свирском и многих, многих других .
Интересные материалы:
Таинство Евхаристии.
Более всего отступлений от древне-церковной практики у католиков в таинстве Евхаристии. Во-первых, младенцев до конфирмации не причащают. Во-вторых, причащение мирян совершается только под видом хлеба. Хлеб для Евхаристии употребляется пр ...
Географическое положение
К северу от Балканского полуострова и в северо-западной части Малой Азии жили фракийцы, чьи корни уходят в такую древность, какая не снилась тщеславным эллинам. Во всяком случае, еще в 13 веке до н.э., когда сами греки только начинали осо ...