Сикхизм
Страница 2

В настоящее время число приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. Это девятая по величине религия в мире[3].

Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая "Мул Мантра", с которой начинается священная книга сикхов "Ади Грантх", выглядит следующим образом (она написана на пенджаби): "Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi".

В переводе это означает: "Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру" [4].

В этом кратком изречении изложена сама суть учения Нанака.

В сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (то есть получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.

Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово ("шабд"). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую "беззвучную" музыку ("анахад шабд"), которая и является откровением.

Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя ("нам"). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятий "сат" - "истинный", "сач" - "истина". "Сати нам" ("Его Имя – Истина") - одно из основных понятий в сикхизме.

Ещё одно важнейшее понятие Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослеживается различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но наиболее понятным и для индуистов, и для мусульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открывающего своим ученикам путь к спасению. Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (то есть закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, то есть выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.

Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам.

При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: "Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми" [5]. Неотступное следование этим принципам должно привести, в конце концов, к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Буддисткая космология
Центральная и, по существу, единственная проблема буддийского учения - живое существо (человек) и его освобождение. Собственно, все самые казалось бы, абстрактные проблемы, обсуждавшиеся на протяжении столетий буддийскими философами, толь ...

Новое царство (Империя) (1570 – 1075 гг. до н.э.). XVIII династия.
1. Амон на пике своей славы. Сын Яхмоса I носил имя, которое XVIII династия сделала знаменитым – Аменхотеп. Как подобное династическое имя Среднего царства – Аменемхет – оно воздавало честь богу-правителю Фив. Но новые правители не стали ...