Карма и сансараСтраница 3
Следующая жизнь. Новому рождению (джати), которое в свою очередь непременно закончится - Старостью и смертью (джала-марана).
Вот краткое и сжатое перечисление звеньев цепи причинно-зависимого происхождения. Его главный смысл заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены, причем эта причинность носит сугубо имманентный характер, не оставляющий места для скрытой таинственной трансцендентной причины (Бог, судьба и тому подобное). Вместе с тем живое существо (не только человек), влекомое своими подсознательными импульсами и влечениями, оказывается, по существу, рабом неумолимой обусловленности, находясь не столько в деятельном, сколько в страдательном положении.
На тибетских танка (религиозных картинах, иконах) эта доктрина получает чрезвычайно наглядное воплощение, органично соединяясь с учением о карме и формах рождений. Подобного рода картины носят название бхава-чакра ("колесо бытия") и представляют собой три концентрические окружности. В центральном (самом маленьком) круге изображены три животных: свинья, змея и петух. Они как бы ухватились за хвосты друг друга и пустились в бег по кругу, приводя в движение все "колесо бытия". Изображенные животные суть невежество (моха), гнев (рага) и страсть (двеша) - три базовых аффекта, как бы лежащие в основе сансарического существования (в текстах к ним иногда добавляются еще зависть и гордыня). Внешний относительно этого большой круг разделен на пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (обычно боги и титаны изображаются в одном и том же секторе); он содержит сцены жизни каждого типа существ. И, наконец, последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати ниданам цепи причинно-зависимого происхождения. Каждой нидане соответствует символическое изображение. Например, неведение символизируется изображением человека, в глаз которого попала стрела, импульсы - санскары - фигурой гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге, сознание - обезьяной, прыгающей с ветки на ветку (сознание неустойчиво и склонно перескакивать с одного объекта на другой), имя и форма - двумя людьми, плывущими в одной лодке, шесть баз восприятия - домом с шестью окнами, соприкосновение органов чувств с их объектами - совокупляющейся четой и так далее.
Все это "колесо бытия" держит в своих лапах, как бы обнимая его, страшный монстр, символизирующий страдание как главное свойство сансарического бытия. Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда (или монах), указывающий перстом на сияющий круг около него - символ нирваны, состояния, свободного от страданий.
Интересные материалы:
Заключение.
Как известно, позитивное право есть конечная форма всякого права, представляющая собой данную в опыте объективную реальность. Чтобы стать таковой, содержание права должно проделать определённый путь становления. Однако существуют ситуации ...
Пример толкования повествований.
В качестве примера жанрового анализа повествовательного отрывка рассмотрим историю о грехе Давида (2 Царств 11:1 - 12:23
). История эта интересна тем, что она отличается от простых описаний исторических событий, отличается от хроники, но ...