Вера в низших духов и суеверия.Страница 1
Скандинавы так же как многие языческие народы обожествляли природу и считали, что она заселенна различными духами, речными нимфами, водяными и лешими. Вообще все сверхъестественные существа называют фейри.
В «Младшей Эдде» говорится, что при сотворении мира из великана Имира из земли вышли первые ростки. Это были маленькие уродливые существа похожие на червей. Тогда Боги наделили их внешностью и разумом, и так появилась раса гномов – «раса отшельников», как их еще называют[16].
Однако в Старшей Эдде, в «Прорицании Вельвы» говорится не много другое. Карлики были созданы из крови Бримира и костей Блаина, вероятно, имена Имира. Зная, что кровь и кости Имира это моря и горы можно предположить, что они были созданы из воды и гор[17].
В германских странах гномов знают под разными именами: в Германии их называли Эрдлауты, или Стиллфолк (тихий народ), в Англии - Норнеки (домовые) или Лепрехунны, а в скандинавских странах - Бергфолк.
Их Боги наделили большей мудростью, чем людей, это - вторая по счету раса после исполинов), и они древнее людей. Они жили возле гор, в пещерах, которые порой уходили глубоко под землю, возле холмов, вдалеке от людей. Гномы старались редко появляться, и на поверхность земли они выходили только ночью, потому что они не переносили дневного света. По поверью, если кто-либо из гномов посмотрит на солнце, так тут же он превращался в камень. Даже на далеких Фарерских островах, где было мало людей, - и там гномы старались держаться обособленно от людей. За это их прозвали расой отшельников. Еще они не любили человеческое любопытство, как только девушка-служанка или работник хотели увидеть, или узнать имя домового, который помогал им, то он тут же покидал этот дом и перемещался в соседнее имение.
Как-то раз один викинг, сошедший с корабля на один Фарерский остров в поисках торфа, натолкнулся на пещеру в горе, и там он увидел удивительную картину: у своих маленьких кузниц работали гномы, а на стенах висело много красивых мечей и топоров лучшей работы. И он наблюдал за их работой, пока они его не заметили. Тогда они оказались в расстеряности и взамен за то, чтобы он никому не рассказывал о виденном, гномы подарили ему нож, который никогда не тупится.
Когда Боги сотворили мир, они поставили четырех гномов поддерживать небосвод. Их имена были: Аудри, Судри, Нордри и Вестри. Собственно их имена означают: Запад, Юг, Север и Восток. Вот что говорится о них в «Прорицании Вельвы»:
«11
Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир,
12
Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нюрад -
вот я карликов -
Регин и Радсвинн
всех назвала.
13
Фили и Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди.
14
Еще надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное».[18]
Здесь описываются имена гномов, которые связаны с действиями в мифологии.
Боги нередко прибегали к помощи гномов. Так, об этом сказано в уже описанной истории, когда Локи срезал волосы Сив и отправился к гномам, чтобы те сделали такие же. И кроме волос он получил от гномов еще много замечательных подарков. Здесь мы видим хорошие качества гномов: мудрость, навыки в кузнечном мастерстве, но в других историях можно проследить и плохие качества. Например, в уже ранее описанном эпизоде с медом поэзии два гнома убили сначала Квасура, а потом и двух исполинов, родителей Суттунга.
Считается, что известный в скандинавских сказаниях мастер Вёлунд тоже был гномом, сыном одного короля. Когда он и его два брата выросли, они отправились искать себе невест и поиски завершились удачно, так как они женились на трех валькириях - Слагвид на валькирии по имени Свануайт (что означает «белый лебедь»), Эгиль на Эльрун, а Вёлунд на Хервёр. Жили они вместе в Ульвдалире семь лет.
Но по истечению семи лет заскучали девы-воительницы по битвам и достали из сундуков свои доспехи и оружие и улетели. Слагвид отправился на юг искать свою жену, Эгиль на запад, а Вёлунд остался у себя в надежде, что Хервёр вернется. Чтобы время скоротать, он делал золотые кольца. И сделал их уже семьдесят. К тому времени конунг Нидуд узнал, что у озера живет известный мастер-кузнец и, поймал его. Его жена предложила ему перерезать Вёлунду жилы ниже колен, чтоб он не сбежал, и поместили его на одном острове на озере. Заставили его работать на конунга. Но, несмотря на, то, что он стал рабом и калекой, он сумел наказать конунга. Как- то раз к нему приплыли на остров два молодых сына Нидуда, и он им обещал, что даст любые сокровища, какие они пожелают. Кузнец открыл им большой сундук, чтобы они выбрали, а край крышки сундука был настолько остр, что, захлопнув крышку, она снесла сыновьям головы. После того из черепов он сделал кубки для питья и отправил конунгу; из глаз - ожерелья и отправил их матери; из зубов сделал бусы и отправил сестре погибших. Позже на остров приплыла дочь конунга, чтобы починить бусы, он ее усыпил и переспал с ней. На острове Вёлунд сделал рубашку из лебединых перьев и поднялся вверх. С высоты он увидел конунга Нидуда и сказал ему: «Обещай мне не трогать свою дочь», - «Обещаю». «В ней мой ребенок»- сказал Вёлунд. «А где мои сыновья?»- спросил конунг. «Я их убил, а из черепов сделал тебе кубки.» Вот еще одна история, в которой гном совершает коварную жестокую, но и справедливую месть.
Интересные материалы:
Сотворение мира как гармония противоположений
Сотворение человека.
Во времена византийского Средневековья стандартным и наиболее авторитетным текстом о происхождении, устройстве и развитии мира оставались гомилии Василия Великого под названием “Беседы на Шестоднев”. Поддерживая сопр ...
Ход реформы.
Патриарх Никон стал вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной цёрковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «ни ...