История ислама в России » Ислам на Северном Кавказе

Ислам на Северном Кавказе

Ислам проник сюда в результате арабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. В 685-686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-Восточного Кавказа, получив наименование "Баб ал-Джихад (Ворота борьбы за веру). В 722-723 гг. арабское войско полководца Джерраха вступило во внутренние районы Дагестана.

В конце VII в. на территории Дагестана появится один из первых мусульманских памятников - Джума-мечеть в ауле Кумух (построена в 779 г).

Несмотря на то, что Арабскому халифату не удалось надолго закрепиться в Дагестане, распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. В Х-ХII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана.

В ХIV в. ислам стал распространяться среди наиболее многочисленного дагестанского народа аварцев. Отдельные горские общины приняли ислам еще позже.

Ислам начал проникать на Западный Кавказ в ХIII-ХIV вв. из Золотой Орды. В ХV1-ХVII вв. он распространяется в Кабарде. А оттуда - в Осетию. Но ислам восприняла лишь незначительная часть Осетии. большинство сохранило верность православному христианству.

Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала - Крымского ханства. В 1717 г. османский султан Мурад IV приказал крымским ханам Девлет-Гирею и Казы-Гирею распространить ислам среди адыгов. Многие адыгские роды, отказавшиеся принять ислам, уходили в казачьи станицы по рекам Кубани и Тереку.

Примечательно, что даже в начале ХIХ в. горцы-мусульмане Западного Кавказа сохраняли в своих религиозных воззрениях остатки христианства.

Тюркские народы Западного Кавказа приняли ислам еще позже: в середине ХVIII в. - балкарцы, а в 1782 г. - карачаевцы. Лишь к концу ХVIII в. положение ислама на Западном Кавказе достаточно укрепилось.

На Северном Кавказе ислам окончательно утвердился в период Кавказской войны под руководством имама Шамиля (1834-1859).

Российское правительство всячески препятствовало созданию самостоятельного северокавказского мусульманского духовного управления. Когда в 1889 г. командующий войсками Кавказского военного округа возбудил перед военным министром ходатайство об учреждении Управления духовными делами мусульман Кубанской и Терской областей, ему было отказано ввиду того, что при таком устройстве муфтий и духовное правление будут затруднять непосредственное воздействие администрации на духовенство”

Состоявшееся в июне 1906 г. совещание представителей мусульман Терской и Кубанской областей выработало Положение об учреждении во Владикавказе (ныне столица Северной Осетии) самостоятельного духовного управления с выборным муфтием во главе. В декабре 1913 г.39 депутатов-мусульман Государственной думы внесли законодательное предложение об учреждении особого Северокавказского муфтията. Однако все эти предложения не получили поддержки Совета Министров и были отклонены.

С середины 20-х гг. власти переходят к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры. Уже к 1923 г. была ликвидирована система высшего мусульманского образования.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) антирелигиозная волна несколько стихла и некоторые мечети были вновь открыты.

Немало мечетей было закрыто в начале 60-х гг. В период антирелигиозной кампании. Однако советская власть так и не смогла изжить ислам как идеологию, образ жизни, мощный фактор сохранения национальной культуры.


Интересные материалы:

Смерть и воскресение
"Возмездие за грех есть смерть, но Бог, единый, имеющий бессмертие, дарует вечную жизнь Своим искупленным. До того дня смерть является бессознательным состоянием для всех умирающих ." [5]. "Смерть нас приведет в состояние ...

Пастырь и приход
И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его… Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Ин. 10. 4,11 Мы должны остерегаться кощунства смешивания нас, служителей Истины с ней самой. Анр ...