Нетрадиционные религии
Страница 1

Нетрадиционные религии представляют собой типологическое социальное влияние, особая активность которого проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения человека. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине ХІХ в., ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло несколько сотен. Вторая волна нетрадиционных религий охватывала США и Западную Европу в конце 60 - начале 70 годов. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и СССР началось их широкое распространение в бывшей ГДР, в России, в Украине и других странах СНГ.

Нетрадиционные религии - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающееся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений.

Новые религиозные движения - религии, стремящиеся к радикальному обновлению существующего мира и современного человека; религии оппозиционного характера, занимающие мироборческие и богоборческие позиции; религии, не приемлющие существующий мир и ищущие ему замену.

І Обновленческие религиозные движения - (Новый век; «Форум»; макробиотика Осавы; теософия и антропософия; церковь Объединения Муна; культ Порфирия Иванова; неоязычество и т. д. Религиозные движения этого типа не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. В обновленческих религиозных движениях можно выделить два основных типа нетрадиционных религий:

· в первом доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из традиций индуизма, дзен-буддизма, тантризма и суфизма. Сюда же можно отнести теософию, агни-йогу Рерихов. В объединениях этой направленности люди стремятся повысить свой «человеческий потенциал», достичь гармоничных отношений с окружающими, на первый план выдвигаются экологические проблемы.

· во втором речь идет о приходе аватары или о появлении мессии, поскольку считается, что усилий простых людей (даже праведников) недостаточно для спасения мира (культ Порфирия Иванова, неоязычество.

ІІ Оппозиционные религии характеризуются прежде всего отчужденным отношением к миру, непримирим противоборством с ним, либо стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола. Приверженцы этих религиозных движений не стремятся усовершенствовать окружающую реальность, а

1. уходят от нее в волшебный и мифический мир фантазий (поклонники американского писателя Г.Ф. Лавкрафта и произведений английского профессора Дж.Р. Толкена);

2. пытаются противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью магии и колдовства (неооккультизм, неошаманизм);

3. пытаются заручиться поддержкой определенных сакральных объектов, вера в которых связана с совершенно иными религиозными традициями (культ дьявола, уфологические группы);

4. наиболее радикально настроенные представители оппозиционных религий проповедуют осмысление действительности и решение проблем современного мира, установив прямо противоположные сакральные приоритеты в сравнении с принятыми в традиционных религиях (сатанинские, оргаистические, мистериальные культы и секты).

ІІІ Альтернативные религии-не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом. Для них вся общественная система, весь образ жизни современного человека представляются неприемлемыми, их недостатки - неисправимыми, а царящее зло - неискоренимым. Из альтернативных религий можно выделить два основных типа:

· последователи первого типа видят в духовной трансформации земного мира конечную цель глобального исторического процесса («битнический дзен»; «Революция Иисуса», «наркотическая революция»; «Дети Бога», «богородичный центр»; «Церковь Последнего Завета»; Христа-Виссариона; белое Братство (ЮСМАЛОС) и т. д.;

· лидеры религиозных объединений, принадлежащих ко второму типу, провозглашают необходимость ухода в некий потусторонний сакральный мир, и в этом случае либо люди бросают свои дома, имущество, родных и отправляются в условленное место, где ожидают конца света либо община совершает коллективное самоубийство, моделируя апокалиптическую катастрофу (массовое отравление членов «народного храма» в Гайане, самосожжение адептов «Храма Солнца» в Швейцарии и Франции).

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Генезис древнерусского религиозного самосознания
Ранее уже отмечалось, что сам факт крещения еще не делал в одночасье язычника христианином. Даже если в его глазах старые боги оказывались дискредитированными, миропонимание неофита оставалось насквозь языческим. Новую религию он восприни ...

Принцип Добра и Зла
Персонификацией Добра и Зла у славян, особенно у северных вендов, были сыновья Рода (творца Вселенной, бога неба и дождя) – Бнлбог (он же Гилбог, Добребог) и Чернобог (или Лютобог, злебог). Они-то вместе с отцом о объединились в образе Тр ...