Примитивные религиозные верования. Общая
характеристика и география этнических и мировых религийСтраница 1
Проблема научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении, что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных верований датируется периодом верхнего палеолита - 40 тыс. лет до н. э.), так и с отсутствием, практически полным материальных и духовных свидетельств того времени. Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше время и находящихся на стадии первобытного развития.
Большинство религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий культ и шаманизм.
Общая характеристика родоплеменных религий:
· поклонение духам (природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, религиозные и мифологические образы);
· отсутствие профессиональных служителей культа;
· культ вождя;
· система возрастных инициаций (возрастные посвятительные церемонии);-система магических обрядов, посвященных духам.
Магия (колдовство - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. В зависимости от поставленных задач различают лечебную магию, вредоносную магию, любовную или половую магию, промысловую магию, аграрную магию. С развитием общества нормы магии становятся более разнообразными: гончарная, спортивная, учебная и т. д. К магиям имеет отношение и система табу (запретов) как способ защиты от негативных влияний. Магия сохранилась по сей день и как элемент современных религий (вера в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.
Фетишизм (талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения - амулетами, талисманами - могут быть любые предметы как естественного, так и искусственного происхождения (камни, деревья, кости животных, фигурки идолов). Амулет защищает от злых сил, а талисман еще и приносит удачу его владельцу. Элементы фетишизма сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги), и в повседневной жизни (игрушки, монетки, заячьи хвостики, кулоны и т. д.).
Анимизм (душа) - вера в существование идеальных двойников у материальных предметов, объектов и процессов. Анимистические образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. С представлениями о бессмертии двойников связано и представление о загробной жизни. Жизнь души рассматривалась как продолжение реальной жизни. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей). Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т. д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в приведения.
Тотемизм (его род) - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) - воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Тотему поклонялись, приносили жертвы и могли убить, следуя определенному ритуалу. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме, где существует культ священных животных (коровы, обезьяны). Некоторые исследователи считают, что элемент тотемизма присутствует в таинстве причащения в христианстве (хлеб и вино как тело и кровь Иисуса Христа).
Земледельческий культ - система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощь к духам и богам. К основным характеристикам земледельческого культа можно отнести:
· духи, считающиеся ответственными за урожай, занимают ведущее положение;
· ведущая роль женщины в религии (особенно в период матриархата);
· система человеческих жертвоприношений;
· идея смерти и воскрешения духов;
· идея о жизни душ в Царстве Небесном.
В современных религиях земледельческий культ проявляется в поклонении святым, ответственным за урожай, в некоторых праздниках (Рождество Христово - праздник рождения духа Солнца).
Шаманизм - вера в возможность шаманов (люди, отмеченные «шаманской болезнью», проявляющейся, в частности, в расстройстве психики) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалось также умение предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить, вызывать изменения в природе. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) при сопровождении какого-нибудь музыкального инструмента. Появление шаманизма связано с переходом к патриархату, что способствовало выдвижению на ведущие роли, в том числе и в религиозной сфере, мужчин.
Интересные материалы:
“Неприкасаемость” и рост самосознания далитов
Кроме жестокого обращения с женщинами, другим важным предметом обсуждения в индийской прессе являются преступления против “неприкасаемых” (более 10 тысяч случаев ежегодно). Численность “неприкасаемых”, которых правительство называет “заре ...
Выбор веры
Важной представляется и т.н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.
Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и хр ...