Заключение
Итак, в рамках данной курсовой работы мы рассмотрели еретические движения периода высокого Средневековья. Выявили их роль в развитии реформационного движения. В ходе работы было установлено, что средневековые европейские ереси в основном носили социальную окраску и были направлены против католической церкви и официального богословия как опоры и символа существовавшего тогда общественного устройства.
Носителями еретических идей как правило являлись люди, выбившиеся из жестких средневековых социальных рамок, разделявших все общество на три сословия: дворянство, духовенство и крестьянство. Маргиналы средневековья: всевозможные бродячие артисты (жонглеры), беглые монахи и странствующие студенты (ваганты), будучи людьми более мобильными и менее привязанными к традициям, как правило, критически относились к существовавшим устоям. Нередко их критика приобретала религиозный характер, облекаясь в форму ересей.
На особенности еретических движений в разных странах западной Европы повлияли социальные, экономические и политические условия, сложившиеся в странах в тот период. Что касается религиозной жизни западной Европы периода развитого средневековья, то можно отметить, чтонесмотря на то, что Реформация охватила почти все страны Западной Европы, католической церкви удалось не только выжить, но и укрепиться в этих сложных для нее условиях. Это было бы невозможно без качественных изменений в ее жизни, без новых идей, без людей, фанатично преданных святому престолу в Риме.
Католицизм упорно боролся с ересью, охватившей Европу, применяя самые жестокие меры. Но была и другая борьба. Ее смысл – в укреплении самого католицизма. И вероучение, и церковь не могли оставаться прежними.
В ходе данной курсовой работы были выявлены предпосылки Реформации. Мы увидели, что предпосылкой этому явлению служил не только духовный кризис общества, но и политические, экономические и социальные факторы.
В качестве политических факторовможно выделить: неуемное стремление феодалов к самостоятельности от королевской власти и соответственно слабость последней, а также сепаратизм городов. К экономическимпредпосылкам можно отнести рост внешнеторговых связей и связанной с увеличивавшимся товарооборотом потребностью в деньгах. Деньги эти ссужались под высокие проценты ростовщиками, в качестве которых выступала даже церковь. Кроме того, росли поборы с немецкой церкви папской курии. Как социальныепредпосылки, можно отметить неоднозначный характер отношений между крестьянами и их господами, коммунальные движения в городах. Касаемо духовного кризисаследует сказать о полном падении нравов, как мирского населения, так и клириков, выразившееся в пьянстве, разврате и многом другом. Несомненно, одним из важнейших явлений была продажа папством индульгенций как средство наживы.
Рассматривая сам ход Реформации, можно сделать вывод о её неизбежности и обусловленности указанными выше предпосылками.
Теперь что касается общего и различного в еретических движениях и лютеранстве.
Идеи еретических движений имели сходные и отличные черты с лютеранством. Одинаковым было недовольство народных масс и стремление к переменам. Стремление к упрощению церковного культа, признание единственным авторитетом лишь Святого писания и отвержение Святого предания – такие черты наблюдаются и в ряде еретических движений и в лютеранстве.
Что касается различного, заметим, что большинство еретических движений периода развитого Средневековья не отрицало авторитет католической церкви, а лишь стремилось изменить некоторые неугодные им обряды и догматы. Лютер же был настроен куда более радикально. Он в целом отрицал основные догматы и весь строй католической церкви. Важное значение имело провозглашение реформатором идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов. Нужно отметить, что и методы борьбы у реформатора были радикальнее. Именно поэтому можем заключить, что еретические движения имели следствие лишь небольших перемен. Лютер же, сам того даже не предвидя, дал толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества.
Интересные материалы:
Типология религий
Классическим является разделение религий на:
– Естественные (природные);
– Исторические (религии откровения);
– Нетрадиционные религии.
Под естественными религиями понимаются традиционные ценностные системы, наследуемые группой людей. ...
Начальник и вождь
Иисус назван «Начальником» в Деян.3,15; 5,31 и в Евр.12,2, «вождем» в Евр.2,10. Во всех случаях греческое слово одно и то же — αρχηγος. Употребление этого термина в греческом переводе Ветхого Завета ( ...