Право и религия » Идея справедливости в религии и в праве

Идея справедливости в религии и в праве

Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в сакрализации многих правовых правил в различных обществах, но и в появлении на рубеже 11-12 веков такого феномена, как каноническое право. Более того, в 13 в. в Европе вообще была предпринята кодификация канонического права - был создан Corpus Juris Canonica. Семейно-брачные отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декретами пап регулировали вполне светские отношения, а иные - получали даже государственную поддержку. Христианская правовая традиция продолжала реализовывать языческую по своей сути идею справедливости. Именно эту основу европейского права Фома Аквинский, высоко ценивший античное духовное наследие, называл естественным правом. Хотя следует отметить, что на Западе средневековая идея справедливости восходила не только к античной, но и к варварской религиозности. Дигесты римского императора Юстиниана начинается с известного определения, которое Ульпиан приписывает другому римскому юристу - Цельсу: «Право есть наука о добром и справедливом»*. Но кажется нам более относимым к юриспруденции как теоретизированному знанию права, чем к самому праву, но нужно учитывать, в Древнем Риме право и юриспруденция не были столь отдалены друг от друга, как в современном мире. Древние источники феодального права именовались правдами: Салическая правда франков (конец 5 - начало 6 в.в. н. э.), Бургундская и Вестготская правды (6-7 в.в.), Польская правда (13в.). В 13 в. учения о справедливости приобрело новое религиозное основание - деизм. Деизм - это учение, отвергающее идею повседневного вмешательства Бога в жизнь людей и природы. Деизм рассматривал Бога лишь как творца мира, сообщившего миру его законы, которые со времени творения действуют самостоятельно. В соответствии с вероучением деизма Богу, безраздельно владеющему бесконечностью миров и пребывающему в абсолютном совершенстве совершенно безразлично, что делает человек на Земле. В масштабах мира усилия человека почти незаметно и уж во всяком случае не имеют того значения, ради которого Бог должен был бы обратить на них внимание и осуществить за них воздаяние согласно договору.


Интересные материалы:

Эпос. Философские тексты Махабхараты.
Индийский эпос колоссален по объему и уникален во многих отношениях. Эпические произведения Рамаяна и Махабхарата почитаются как священные книги индуизма. На протяжении веков они способствовали вырабатыванию религиозно-философских идеалов ...

Составные части души
Человек как и любая материя формируется из энергии различных энергоинформационных систем космоса. При зачатии ребенка в классическом случае кроме ауры и резонансной энергетики отца, из которой формируется сперматозоид, действует аура и ре ...