Введение
Страница 1

То, что русский народ не равнодушен к духовным

вопросам, достаточно доказывается тем, что у нас

ежегодно возникают новые секты.

Владимир Соловьев

Большое распространение в России в наше время получило сектантство. В годы "перестройки" множество сект хлынуло в нашу страну из-за границы; стали появляться и так называемые "доморощенные" секты. Перед нами встает вопрос: почему же русский народ при существовании Православной веры уходит в секты? Может быть, ответ кроется в истории появления на Руси сектантства? В этой работе будет рассматриваться история сект в Курском крае в контексте возникновения и развития сектантства по всей России. За исторические этапы развития религиозных сект взяты моменты отношения государственной власти к раскольникам и сектантам.

Начиная разговор о возникновении сектантства в Курской губернии, следует вначале упомянуть о возникновении его на Руси.

В сознание русского народа понятие сектантства стало проникать во время старообрядческого раскола, хотя уже в XIV веке были попытки мыслить иначе, чем учила Церковь (стригольники), или в XV-XVI вв. (жидовствующие и ересь Башкина и Косого). Сильно распространившаяся в конце XVII столетия секта хлыстов возникла даже немного ранее раскола - в первой половине ХVII века в Костромской, Владимирской и Нижегородской губернии. Есть мнение, что эта секта "пришла в Россию вместе с христианством, или чуть позднее, но из-за малых ее размеров и незначительного числа ее общин, а так же из-за последовательных мер тайной дисциплины ей удалось скрываться от Церкви и правительства настолько, что о ней не было никаких сообщений ни в официальных документах, ни в светской литературе, объем которой вообще был мал в допетровское время. Только когда возник внутрицерковный спор о старых и новых богослужебных книгах, хлысты отважились… выйти из глубокого подполья… открыто со своей пропагандой" 2. За хлыстами возникают скопцы, духоборы и др. Под влиянием западных сект в лице приезжих иностранцев на юг России, образуются штундисты, штундобаптисты, пашковцы. И хотя вначале государственная власть относилась к раскольникам и сектантам очень строго, к 70-80 годам XIX столетия положение дел изменилось. Либеральные настроения в правящих кругах России сделали свое дело. Секты встали в рамки закона, и даже стали иметь больше привилегий, чем официальная Церковь. В соответствии с Правилами регистрации сектантских общин, утвержденными 17 октября 1906 года, сектанты "получили право на ничем неограниченную свободу общественных богомолений, или общественных молитвенных собраний, в каком бы вредном для Православной Церкви направлении они не совершались, только бы не учиняли "неправомерных" или преступных с чисто-государственной точки зрения деяний" 3. Таким образом, государство, в сущности, перестало покровительствовать Православной Церкви. В двадцатые годы ХХ столетия, когда вся антирелигиозная деятельность была направлена против Православия, секты оказываются в привилегированном положении (в сравнении, опять таки с Православием). С конца 20-х годов Советская власть активизирует свою деятельность и против других религиозных культов. Под гонения подпадает почти все, что связано с религией. И лишь в конце 80-х - начале 90-х в России, наряду с Православной церковью, разрешение на религиозную проповедь получают и секты.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Карма и сансара
Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово "карма" может быть переведено как "дело", "действие" (и никоим образом не как "судьба" или "участь", как это иногда дума ...

Попытки восстановления древлеправославной веры.
Раскол Русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ счел их за дьявольское наваждение. Многие думали, что царь обманут приезжими греками и западниками ...