Православная церковь и революция
В начале 1917 года рухнул царский трон. В России победила буржуазно-демократическая революция. В связи с этим православная церковь оказалась в состоянии растерянности: она потеряла под собой привычную почву и не могла определить свое место в новых условиях. Но это продолжалось недолго. Уже в марте 1917 года в специальном послании синод объявил о своем подчинении Временному правительству и ниспослал ему свое благословение. Затем он обязал церковнослужителей возносить при богослужении поминовения новой власти. Так церковь «примирилась» с гибелью царизма и стала служить русской буржуазии.
Временное правительство не осталось в долгу. Оно дало специальное указание местным органам власти ограждать православное духовенство от всевозможных насилий. Одновременно правительство позаботилось о том, что на готовившийся собор Русской православной церкви попали угодные ему делегаты. Буржуазия верила, что авторитет собора и мощный церковный аппарат сумеют погасить революционный энтузиазм народных масс и заставят их вверить свою судьбу «богахранимому» Временному правительству.
Начавший свою работу собор Русской православно церкви принял решение вернуться к патриаршей форме правления. В конце октября 1917 года были избраны три кандидата в патриархи, а затем состоялась жеребьевка избрания патриарха. Выбор пал на митрополита Московского Тихона Белавина. Став патриархом, Тихон превратился скорее всего в политического, а не церковного деятеля. 19 января 1918 года он выступил с посланием к верующим, в котором предал анафеме Советскую власть и снабдил служителей культа четкой инструкцией: «А вы, братья архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашему духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной …и мы твердо уповаем, что враги «церкви посрамлены…» Огромное большинство духовенства Русской православной церкви восприняло это послание как призыв к борьбе с Советской властью и перешло к соответствующим действиям. Из служителей культа формировались полки «Иисуса Христа», «богородицы», «архангела Гавриила», которые сражались на стороне белогвардейцев и иностранных интервентов. Кроме того, православные попы служили священниками в белых армиях.
Интересные материалы:
Место церковности и религиозность общества в ближайшем будущем
Произошедшие перемены в понимании смысла и места церковной жизни в человеческом мире несомненно сказались на характере деятельности и облике самой церкви, которая все чаще прибегает к мирскому опыту, пользуется двойными стандартами, легко ...
Буддисткая космология
Центральная и, по существу, единственная проблема буддийского учения - живое существо (человек) и его освобождение. Собственно, все самые казалось бы, абстрактные проблемы, обсуждавшиеся на протяжении столетий буддийскими философами, толь ...