Богосыновство в жизни и служении Иисуса
Страница 1

Согласно синоптическим Евангелиям, Иисус воспри­нимал себя и свою миссию как реализацию богосынов­ства и явно подразумевал при этом, что Он - Сын Божий. В ре­зультате исследования подлинных высказываний Иисуса, относящихся к «Отцу» и «Сыну», обнаружива­ются следующие важнейшие моменты:

1. Глубокая личная связь с Отцом. Она указывает на тесные личные отношения между Иисусом и Богом. Особенно глубоко Ииcyc переживает их через молит­ву, в которой Он обращается к Богу почти исключи­тельно как к «Отцу» (по-арамейски Abba; Мк.14,36; ср. Рим.8,15; Гал.4,6). Вероятно, что Иисус, был первым евреем, который в молитве именовал Бога Abba (обычно в еврейских молитвах употреблялось устаревшее «официальное» именова­ние Аbi), и что обращение Abba означало близкие от­ношения и происходит из детской речи. Поэтому, это отличие молитвенной речи Иисуса от формально принятой, подразумеваю­щей определенную дистанцию, и ее более разговор­ные формы, которые используются при общении с земным отцом, приобретают в этом вопросе ключевое значение.

2. Послушание Божьей воле. Евангельский рассказ о Креще­нии подводит ко второй важной теме - совершенно­му послушанию Божьей воле, понимаемой в терминах Страждущего Служителя или Раба Господня. Боже­ственный голос при Крещении говорит о послуша­нии: « .в Котором Мое благоволение». Более того, здесь слышится напоминание о Пс.2,7 и Ис.42,1, где понятия богосыновства и раба (служителя) Господня тесно связаны. Таким образом, богосыновство опреде­ляется в терминах послушания, а послушание описы­вается посредством образа раба Господня (служителя, отрока) из книги пророка Исайи. Хотя межзаветный иудаизм порой связывал Мессию с рабом Господним, в нем отсутствовала связь искупительного страдания последнего с Мессией. Но нет сомнений, что Иисус установил эту связь и обосновал ее своим пониманием роли Сына Божьего. Иисус толкует свое богосыновство в смысле покорной отдачи себя на страдания и смерть; это зву­чит также в молитве в Гефсимания (см. Мк.14,32-42). Помимо послушания Иисуса воле Божьей у Матфея есть еще три аспекта, характеризующие его богосы­новство. а) Как Сын Божий Иисус знает Отца и Его волю, и только Он обладает властью толковать ее (см. Мф.5,17-48; 7,28-29; 11,25-27). б) Поскольку Иисус есть Сын Божий, Его ученики тоже становятся сынами Бога, которые могут обращаться к Богу «Отче». Для их сыновства, как и для богосыновства Иисуса, харак­терна прежде всего покорность воле Божьей (см. Мф.12,50). в) Поскольку Иисус до конца остается верным и по­корным Сыном, Отец дал Ему всякую «власть на небе и на земле» (Мф.28,18); теперь Он царствует как Сын (см. Мф.28,19; 24,36) и возвратится, облеченный этой властью (см. Мф.10,32; 16,27; 25,31-46).

3. Единственный Сын Бога. Сказанное выше свя­зано и с другой темой речей Иисуса, предполагающих Его богосыновство: оно исключительно. Иисус - един­ственный (единородный) Сын Божий. Как таковой Он имеет власть передать своим последователям опыт богосыновства, но Иисус последовательно проводит различие между сыновство учеников и своим соб­ственным. Он говорит об «Отце Моем» и «Отце ва­шем», но никогда - об «Отце нашем» («Отче наш» в Молитве Господней (см. Мф.6,9) суть слова, которые дол­жны произносить ученики).

Очевидно, что в подлинных речениях Иисуса в си­ноптических Евангелиях не говорится о Его богосыновстве в плане предсуществования, равно как и об онтологических понятиях (таких как Его божествен­ная «природа»). Скорее Иисус выделяет моменты лич­ных отношений с Богом знания Им Отца и активного служения.

Евангелие от Иоанна ста­вит богосыновство Иисуса в центр христологии. В нем сказано о «Сыне (Божь­ем)» 29 раз, а о Боге как об «Отце» - более 100 раз. Кроме того, Иоанн прямо утверждает, что цель напи­санного им Евангелия - убедить читателей уверовать в то, «что Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин.20,31). Хотя Иоанн включает большинство основных элемен­тов представления Сына Божьего синоптиками, его образ богосыновства Иисуса отличается от того, кото­рый мы видим в синоптических Евангелиях.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Трактовка искупления в статье протоиерея Георгия Флоровского "О смерти крестной"
Протоерей Георгий пишет об искуплении в своей статье, что святые отцы видели смысл воплощения Слова в искуплении, ибо это обновление человеческой природы. Но Бог пришел на землю не для пересоздания мира, так как Он не переступает через в ...

Социальная роль религии.
Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях. Из всего вышесказанного ясно, что религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения религией ее функций может быть ...