Произношение имени YHWHСтраница 1
До падения Иерусалима и разрушения Первого Храма в 587/586 г. до н. э., произношение Тетраграмматона, по-видимому, допускалось. Однако по крайней мере с III в. до н. э., в силу ограничительной интерпретации третьей заповеди (см. Исх.20,7; Втор.5,11: «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе или ложно)»; ср. также Лев.24,11,16), а также, вероятно, из благоговения, евреи стали избегать произносить имя YHWH
, говоря вместо него А
DONAY
, т. е. Господин (букв, «мои Господа»), что явствует из Септуагинты, передающей YHWHчерез слово К
YRIOS
– Господин, Господь. Когда же в Библии встречалось комбинированное обозначение А
DONAY
-
YHWH
, то оно читалось как Адонай-Элохим, т. е. «Господь Бог». В раннем средневековье при огласовке консонантного (написанного только согласными буквами) текста Библии масореты (еврейские библеисты VIII-IX вв.), вокализируя Тетраграмматон, ставили гласные значки, используемые при огласовке слова Адонай, с одним отличием — под первой буквой «йод» в имени YHWH они ставили значок «шва» (обозначающий ультракраткий звук, близкий к «э») вместо значка «шва пэттэк» (обозначающего ультракраткий звук с оттенком «а»), стоящего под «алефом» в слове А
DONAY
. Эта масоретская огласовка указывала (естественно только людям посвященным – раввинам) на то, что вместо YHWH
следует читать А
DONAY
. Когда же само имя А
DONAY
предшествует Тетраграмматону, то, чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты снабжали его гласными значками имени ELOHIM
так что в этих случаях вместо YHWHчитают (обратно таки люди посвященные в эти нюансы) ELOHIM
(букв. «Бог»). Средневековые христианские ученые, не поняв истинного смысла вокализации имени
YHWH
гласны
ми значками от слова
А
DONAY
, транслитерировали его
как Иегова. Обычно считается, что первым
данную транслитерацию использовал в 1518 г. исповедник папы Льва
X
Петр Галатин. Имя «Иегова» использовалось
христианскими богословами, библеистами (см. Синодальный перевод), учеными и литераторами вплоть до середины
XIX
в., когда Г. Эвальд показал, что
YHWH
следует читать не как Иегова, а как
YAHWEH
(Яхве).
Эта вокализация подтверждается, в частности, передачей Тетраграмматона раннехристианскими авторами Епифанием Саламинским (315—403) и Феодоритом Киррским (390—466) как IAPE
. Огласовку первого слога подтверждает и сокращенная форма имени Бога YAH
, встречающаяся в поэтических текстах (см. Исх.15,2; Пс.67,5) и окончания -yahu и -yah во многих еврейских теофорных именах (например, Элийаху, Ишайаху, Ирмийаху), а также такие греческие транскрипции имени, как Yashu
, Yaouai(Климент Александрийский 150 — 215 гг.) и Yafu (Ориген 185 — 253/254 гг.). Особого внимания заслуживает тот факт, что аморейские теофорные антропонимы содержат элемент Ya, Yawi, вероятно связанный с именем YHWH
Интересные материалы:
Телмудический период
После разгрома Римом второго иудейского восстания (132–135 гг.) евреи были окончательно изгнаны из Палестины и рассеялись по всем странам Римской империи. В то же время вновь стали меняться их отношения с прочим населением империи. В связ ...
Женщина в Исламе.
Среди тьмы, поглотившей землю, божественное откровение, разнесшееся по обширным пустыням Аравии, стало новым, благородным и всеобщим посланием человечеству: "О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотвор ...