Имена [A]eL, [A]eLoaH и [A]eLoHiM
Страница 1

Открывая Священное Писание, мы видим, что Субъектом в первом же предложении Библии является Бог (см. Быт.1,1). Слова [A

]

eL

, [

A

]

eLoaH

и [

A

]

eLoHiM

происходят от одного общего корня AL

(

в иврите буква «алеф» не произносится и поэтому я поставил её в скобку). Все ветхозаветные имена и эпитеты, относящиеся к Богу соответствуют еврейскому (масоретскому) тексту и даны в латинской транскрипции, а новозаветные имена соответствуют греческому тексту, и тоже даны в латинской транскрипции. Еврейский алфавит состоит только из согласных букв и поэтому в данной статье они соответствуют заглавным буквам латинского алфавита. Гласные же звуки обозначаются на письме специальными (диакритическими) значками и поэтому в данной статье они соответствуют строчным буквам латинского алфавита.

Слово [A]eL

(Бог) — это родовое семитское обозначение Божества. Судя по хананейскому словоупо­треблению в Рас-Шамре /Угарите этот тер­мин относится к богу высочайшего ранга, являющемуся чем-то вроде отца богов. Этот термин обозначает бога в самом широком смысле. Этимологически [A

]

eL

,

по-видимому, восходит к слову сила

, как во фразе «есть сила [A

]

eL

в руке Моей сделать вам зло» (Быт.31,29; Неем.5,5; 1Цар.4,8). В Книге Иова и в Псалтири находится большая часть из двухсот тридцати восьми случаев употреб­ления слова [A

]eL

. Также [

A

]

eL

связано и с другими качествами, такими как истинность (отсут­ствие лжи) (см. Чис. 23,19; Втор.32,4), ревность (см. Втор.5,9) и милосердие (см. Неем.9,31; Пс.85,15), однако главная идея «силы» при этом сохраняется.

Читая Библию мы видим, что во многих древневосточных именах и названиях городов и мест присутствует корень [A

]

eL

: Малелеил, Мафусаил, Михаил, Илия, Елисей, Иезекииль, а также Вефиль «дом Божий», Пенуэл «я видел Бога» и Вавилон «врата Бога».

Слово [A]eLoaH

(шестьдесят случаев) встре­чается чаще всего в книге Иова и с этимо­логической точки зрения подразумевает понятие силы. Этот термин является также родовым для понятия Бог и, хотя чаще все­го относится к истинному Богу, может в отдельных случаях обозначать любого бо­га. Это слово в арабском языке звучит как [A]eLLoaH

– Аллах

и является именем Бога в исламе.

Слово [A]eLoHiM

(Бог), множественное число от [

A

]

eLoaH

,

встречается свыше двух тысяч двухсот пятидесяти раз, иногда с до­полнениями, такими как «Бог Авраа­ма/Израиля», но в основном без них. После слова YHWH

(Яхве) слово [A]eLoHiM

оказыва­ется самым распространенным обозначени­ем Бога. Слово [A]eLoHiM

является родовым термином (как и слова [A]eL

и [A]eLoaH

) и имеет смысл «божество», однако становится, по сути дела, именем истинного Бога. Все три термина в Септуагинте переведены как

Theos

(Бог), так же обозначается Бог и в Новом Завете. В слове [A]eLoHiM

суммируется все то, что подразумевается под Богом или Божеством.

Форма множественного числа (хотя и употребляемая с глаголами единственного числа) сходна с множественным числом слова величество

или, может быть, сила

— по отношению к божеству или владыке, обозначая «высшие или самые могущест­венные силы». С пер­вых же фраз Библии, когда Бог ([A]eLoHiM

) Своим Словом творит мир (см. Быт.1,3,6,9), становится очевидной высочайшая при­рода Божьей силы. Его дела тоже свиде­тельствуют о Его силе, когда бесплодные женщины, такие как Сарра и Ребекка, об­ретают способность к деторождению (см. Быт.18,10,14; 25,21), когда угнетенный народ спасается из Египта (см. Исх.20,2) и когда рас­пятый Христос в силе воскресает из мерт­вых (см. Рим.1,1-4). Верующие, пишет Петр, «силою Божиею» соблюдаются к спасению (см. 1Пет.1,5). В имени [A]eLoHiM

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Герменевтика в общей схеме богословских дисциплин.
Говоря об общей схеме богословских дисциплин, мы прежде всего имеем в виду следующие дисциплины: библейское богословие, систематическое богословие (догматика) и практическое богословие. Нет сомнения в том, что герменевтика в сравнении с э ...

Домашние божества.
Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств — доброхотов и доброжилоб, во главе которых стоял домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с ...