Материалы по религии » Культура Ислама » Мечеть в культуре Ислама

Мечеть в культуре Ислама
Страница 3

Кроме того, цветовая гамма мечетей имеет обоснование и в мусульманской эстетике. Цветовая гамма образов Корана, утонченной поэзии, иносказательной прозы, оформления древних рукописей и тканей выразительна и сочна. По словам востоковеда М. А. Родионова "буйство красок всегда геометрично, рассудочно, всегда связано с мусульманской символикой, представляющей цвет как соотношение света и тьмы".

Яркие цвета (белый, желтый) соотносятся с цветами драгоценных камней и металлов – алмаза, жемчуга, золота, янтаря, а также садовых цветов – жасмина, желтой ромашки, шафрана. Холодные же цвета (синий, голубой, фиолетовый) в культуре мусульманских народов находятся в одном символическом ряду с бирюзой, сапфирами, фиалкой, голубым лотосом. Цветные мозаики из синей, красной, зеленой смальты украшают внутреннюю поверхность купола, стены и минареты мечетей.

Социальные функции мечети как главного общественного центра широки: здесь вершилось правосудие, хранилась, как, например, в Египте и Сирии, государственная казна, и перераспределялись в пользу неимущих собранные налоги.

Как отмечает А. Мец, "там всегда можно было найти общество для беседы, по утрам там обсуждались ночные происшествия, там декламировали стихи…" В периоды войн и неприятельских набегов двери мечетей распахивались, спасая женщин, стариков и детей. В мусульманских странах до сих пор мечети покровительствуют благотворительным учреждениям – больницам, приютам, домам призрения.

Крупные мечети всегда становились местом, где получали солидное образование. Каждая более или менее значительная мечеть имела библиотеку, ибо многие халифы, султаны и влиятельные вельможи считали за честь завещать свои книги мечетям.

Первые научные философские дискуссии возникли также в стенах мечетей, ставших в эпоху средневековья крупнейшими университетами, где преподавали не только богословие, но и медицину, математику, астрономию, философию, географию, логику, риторику. Как и христианские европейские соборы, они привлекали лучших ученых, поощряя образованность, науку.

«Ученые – наследники пророков; они оставляют знание как свое наследство; кто наследует его, тот наследует большую удачу» - говорится в хадисе.

А в Священном Коране сказано: «Ужель пред Богом будут наравне: Кто знает - с теми, кто неведущ?»( 39:9).

Шариат строго регламентирует поведение в мечети: расположение верующих по отношению к руководителю молитвы, их одежду, даже тональность разговоров.

Престиж и статус мечети по Шариату очень высок. Даже старую и непригодную к молитве мечеть нельзя продавать, тем более ломать. Если мечеть разрушилась от времени, ее двери и окна можно использовать только для других мечетей или при строительстве новой, но ни в коем случае для строительства жилых домов или учреждений.

Страницы: 1 2 3 


Интересные материалы:

Распространения христианства.
Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. В 4 в. принимают крещение готы и вандалы, в конце 5 в. франки. В 6-9 вв. христианство ...

Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма в Забайкалье и политика Российского государства в отношении буддизма в XVIII в
История формирования буддийской духовной и социальной организации (сангхи) в России (на современных территориях Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Калмыкии и Тувы) и распространения буддизма тесно связана с политикой Российского гос ...