Пророческая и апокалиптическая литература.Страница 4
Является ли притча аллегорией? Сложно однозначно ответить на этот вопрос, так как само понятие «притча» подразумевает не строго очерченный литературный прием - притчи бывают различных типов, среди них есть и сложные и по содержанию, и по форме притчи, которые можно назвать аллегориями, есть верно определить, что такое аллегория. В ответе на поставленный вопрос не следует торопиться, так как именно аллегорическое истолкование притч в прошлом «закрыло» многие из них для понимания.
б) Типы притч, роль притч в учении Христа.
Если рассматривать типы притч, то лучше начать с простых и затем перейти к сложным формам. Самыми простыми притчами можно назвать короткие мысли, истории, которые не сложны по содержанию и выражают одну определенную идея. Например, история о потерянной драхме, или пастух и заблудшая овца. Далее можно указать на более сложные типы притч, которые могут иметь главную и второстепенные мысль, могут быть сложными, с сюжетной точки зрения, с богословской точки зрения и т.д.
1. Пословица – Лук. 4:23 – «врач, исцели самого себя».
2. Сравнения – Матф. 10:16 – «вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры как змии, и просты как голуби».
3. Расширенные сравнения – Лук. 5:36-38 – ветхая одежда – новая заплата; старые мехи – новое вино.
4. Повествовательные притчи – Матф. 25:1-13 – притча о десяти девах.
5. Иллюстративные причти – Лук. 10:29-37 – притча о добром самарянине.
6. Аллегорические причти – Марк 4:1-9, 13-20 – притча о сеятеле.
Роль притч в учении Христа обсуждалась и обсуждается до сих пор, поскольку существует много мнений относительно того, для чего Иисус говорил к народу притчами. Тот факт, что он очень часто использовал причти в своем учении, если не сказать всегда (Марк 4:33-34), заставляет нас задуматься над ролью притчи.
Рассмотрим Марк 4:10-12 – на основании этого текста можно предположить, что Христос использовал притчи для того, чтобы
а) скрыть от некоторых слушателей смысл сказанного,
б) проиллюстрировать некоторые их своих идей,
с) сказать что-либо своим слушателям, но не прямо, а косвенно (Марк 12:12).
2. Основные характеристики притчи как жанра.
Обусловленность литературным контекстом. Притчи, в отличие от других жанров, не может функционировать как нечто совершенно отдельное, конечно, притча является неким законченным целым, но цель ее лежит вне самой себя, т.е. цель обусловлена контекстом, привязана к событиям, изложенным в тексте.
Простота в изложении. Данная характеристика притчи указывает как на простоту по форме - простое изложение фактов, событий, идеи, так и простоту по содержанию - использование обычных слов, образов, понятных примеров, ясных сюжетов. Так как целью притчи является косвенное сообщение определенных истин, ничто не должно мешать рассказчику создать метафору, выразить основные идеи через притчу.
Метафоричность. Как было сказано выше, притча, как расширенная метафора стремится к указанию на сходство идей, событий, понятий, но в то же самое время указывает и на различие для создания определенного трения, сомнения, шока. Например, сочетание «добрый самарянин» должно было шокировать слушателей, но история о его поступках настолько необычна, что заставляет задуматься, поразмыслить над сказанным.
Ориентированность на размышление. Данная характеристика основывается на остальных, в конце концов, слушатель должен задуматься над предметом, сюжетом, событиями, идеями, выраженными в притче, иначе она и не нужна вовсе.
3. Принципы толкования притч.
Причта как жанр является, возможно, самым сложным жанром для истолкования, и не только потому, что мы практически не используем его в современной литературе, и поэтому не знакомы с ним именно как с жанром, но и потому, что существует много подходов к пониманию того, что такое притча, а, следовательно, и подходов к толкованию. Попробуем очертить основные принципы толкования, применимые при рассмотрении притчи на элементарном уровне.
1. Понимание притчи напрямую зависит от понимания как ее литературного (положение в тексте), так и повествовательного (Sitz im Leben) контекста.
2. Понимание притчи зависит от анализа ее структуры.
3. Так как дидактическая цель/цели притчи скрыта, для ее верного понимания необходимо попытаться ответить на вопрос: «Чего именно пытается достичь автор/рассказчик при помощи притчи?».
4. Соотнесение основной мысли/мыслей с учением Христа о Царствии Божьем может помочь понять смысл притчи.
4. Пример толкования притчи.
Матф. 13:24-30 - причта о пшенице и плевелах.
· Литературный и повествовательный контекста притчи. Притча помещена у Матфея вместе с другими притчами, поэтому можно предположить, что все эти притчи могли быть сказаны в разное время. С точки зрения литературного контекста, эта притча относится к группе притч о Царстве, причем Иисус сам истолковывает и притчу о сеятеле, и притчу о пшенице и плевелах. Повествовательный контекст рассматриваемой притчи говорит нам о том, что она была сказана не как пример к какому-либо событию, не является иллюстрацией к чьему-либо поведению. Иным словами, рассмотрение литературного и повествовательного контекста мало чем помогают нам в истолковании притчи, хотя изучение ситуации подсказывает, что Иисус мог иметь в виду желание некоторых поскорее «разобраться» с грешниками, которые связывали служение Христа со скорой реализацией своих планов (зилоты).
Интересные материалы:
Распространение буддизма и его направлений в других странах
Как уже говорилось ранее, в современном мире наблюдается интересная тенденция: традиционные верования мигрируют, перемещаются меняя свое первоначальное «место проживания» на совершенно новые территории. Кто бы мог подумать, что Индия, род ...
Религиоведение: объект и предмет исследования
Религиоведение как относительно самостоятельная наука складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания – философские, теологические, исторические, психологические и др. – накапливались в течение столетий. Оно вычленялось на сты ...