Наука как культурный феномен
Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности.
Выделяют несколько принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль:
Принцип объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности и принцип критичности.
Теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании. Подвергает осмыслению, прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти, зла, страданий.
Изучает причинно-следственные связи. Рассматривает проблемы осмысления бытия. Доминируют рассудочные средства. Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и пропорциональности.
Основная ценность - информативное содержание науки, опыт переживаний человека. Прогрессирует за счет постоянного самообновления. Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило.
Развитие научного знания и последовательная смена его парадигм позволили выявить ряд познавательных моделей, доминировавших в разные исторические периоды: механистическую, статистическую, системную, диатропическую. Логически обрисованные и интуитивно достоверные, эти модели заключали в себе определенные принципы построения общей картины мира своего времени.
Существуют следующие познавательные модели: схоластическая; рационалистическая. В ХIХ в. самостоятельность научным изысканиям принесли формально-логические методы доказательства и обоснования точных наук, особенно - логики и математики. Величайшим и зримым достижением научного развития стали в ХХ в. фундаментальные изменения в техногенной структуре общества. Появилась новая модель познания - системная, важнейшими понятиями которой стали целеполагание и оптимизация.
Обратившись к анализу К.Ясперса, выделим три этапа познания в истории культуры:
1)рационализация вообще;
2)становление логически и методически осознанной науки; 3)возникновение современной науки.
В условиях кризиса техногенной цивилизации необходимы новые теории, свободные от стереотипных и однозначных рекомендаций. Весьма перспективной представляется в этой связи эволюция науки в контексте разрабатываемой в наши дни диатропической модели, которая рассматривает природу как сад, как ярмарку. Ее автор Ю.В.Чайковский. Ученые все более убеждаются в том, что спасение природы, общества и культуры состоит, прежде всего, в усвоении идеи спасения природы как идеи религиозной. Современное общество вновь обращается к религиозным исканиям, и не исключено, что они приведут нас к созданию религии нового типа.
Интересные материалы:
Генезис древнерусского религиозного самосознания
Ранее уже отмечалось, что сам факт крещения еще не делал в одночасье язычника христианином. Даже если в его глазах старые боги оказывались дискредитированными, миропонимание неофита оставалось насквозь языческим. Новую религию он восприни ...
Старообрядчество
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой. Реформа была выгодна многим. Восточным патриархам она была весьма ...