Религиоведение как наука и учебная дисциплинаСтраница 1
Тяга человека к познанию природы, общества, самого себя среди явлений окружающего мира неисчерпаема и вечна. Есть знания, необходимые каждому специалисту для успешной деятельности в конкретной отрасли, а есть понятия, идеи, теории, усвоение которых имеет важное значение для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной природы. Одной из наук, которая содержит такие знания, есть религиоведение. Научное религиоведение является комплексом теоретических взглядов на религиозное сознание как форму общественного сознания, на социальную природу и роль религии, закономерности ее возникновения и развития. Религиоведение - это гуманитарная наука, которая исследует социально-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности ее воздействия на верующих.
Исторические истоки религиоведения восходят к периоду античности. Так, еще в середине 1 тыс. до н. э. греческие философы обратили внимание на то, что люди выдумали своих богов для того, чтобы внушить человеку страх и заставить его соблюдать законы. Демокрит считал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. Евгемер выдвинул теорию о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей, где боги и герои — то обожествленные великие люди прошлого, а мифы — фантастическое изложение реальных событий прошлого. Возникновение христианства покончило с практикой античного вольнодумства, вплоть до эпохи Возрождения. Крупнейшие мыслители Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза возродили традиции вольнодумства на новом, более высоком, уровне и много сделали для того, чтобы объяснить, что представляет собой религия, каковы её сущностные характеристики. Большое влияние на становление религиоведения оказали также французские материалисты XVIII в. и немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.
Как отрасль гуманитарного знания, религиоведение возникло в Европе во второй половине XIX в. на стыке философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики, имея своей целью не апологию конкретных религиозных догматов, а непредвзятое исследование религий мира.
На рубеже XIX - XX вв. внутри религиоведения сформировались относительно самостоятельные дисциплины: философия религии, история религии, психология религии, социология религии, окончательно утвердился круг проблем их исследования. В XX в. лекции по религиоведению стали читать во всех крупных учебных заведениях стран Европы и Америки, а научные разработки религиоведения стали использовать не только светские ученые, либеральные теологи, но и религиозные ортодоксы.
Предметом религиоведения является анализ объективных закономерностей возникновения, становления и развития религий, их функционирования, структура и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими отраслями знаний.
Предмет религиоведения постоянно развивается и изменяется с течением времени, по мере накопления новых фактов и их осмысления. Главным при этом является разработка наиболее универсальных понятий и теорий науки о религии. При исследовании религий религиоведение опирается на данные различных естественных и обществоведческих наук, особенно на достижения современной научно-технической революции.
Религиоведение выступает целостной и одновременно многодисциплинарной отраслью гуманитарного знания, объединяя в себе ряд разделов и структурных систем.
Философия религии изучает основные религиозно-философские идеи в их историческом развитии, разнообразные концепции, которые интерпретируют религию под углом зрения герменевтики, феноменологии, экзистенциализма, материализма, прагматизма, позитивизма, психоанализа.
Интересные материалы:
Божества-чудовища.
Змей — могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках.
В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с под ...
Взгляды еретических движений
Помимо традиционного понимания природы Святого Духа и природы Бога и Троицы, в христианстве развились другие учения, по-своему объясняющие природу Божества. В нашей работе мы будем называть их еретическими, потому что такими они были приз ...