Материалы по религии » Взаимоотношение государства и религии » Право и религия. Взаимоотношение права и религии

Право и религия. Взаимоотношение права и религии
Страница 4

Наличие двух, относительно самостоятельных друг от друга главнейших институтов общества — государства и церкви — порождают и две правовые системы. В христианских государствах наряду со светским правом складывается право каноническое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декреталии, рескрипты, решения церковных соборов и т.д. В 1500г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое право регулировало организацию церковной власти, рассмотрение споров внутри церкви, отношения церковной собственности, брачно-семейные отношения. Существовали церковные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов.

Аналогично и в православной церкви также сложилось каноническое право. По мере усиления роли государства сфера канонического права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции высшей светской власти.

И мусульманских странах священные книги ислама (Коран, Сунна др.) являются и источниками права.

Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей, их борьба: верховенство церковной власти, верховенство светской власти, их тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и полное слияние. В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства.

И современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви.

Наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: освобождение от налогов, субсидии государства церкви и т.д.

Режим отделения церкви от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей. В ряде стран запрещены тоталитарные религиозные организации (секты). В некоторых случаях дается предпочтение какой-либо конфессии.

И, наконец, в истории наблюдаются случаи преследования церкви граждан по религиозным мотивам. В Мексике церковь не наделена правами юридические лица, владения недвижимостью, запрещены религиозные обряды в общественных местах.

Российская Федерация, согласно ее Конституции, является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, право исповедать любую религию или не исповедать никакой. Российское государство, несмотря на указанные положения об отделении церкви от государства, проводит благожелательную политику в отношении традиционных для России конфессий. Государство возвращает конфискованные раньше религиозные здания, оказывает помощь в строительстве новых культовых сооружений и т.д. Между тем церковь не принимает активного участия в политике.

Страницы: 1 2 3 4 


Интересные материалы:

Религия в общественно-политической жизни страны
Рассмотрим вопрос о том как шло развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг. [4, С 465]. В 1988 в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7 католических, 3 протестантские новые общины. В 1989 в Бел ...

Арианство
Ариани, последователи Ария, самого известного из еретиков, потрясших церковь в IV-м веке. Арий был пресвитером в Александрии, впервые сформулировал свою доктрину в 318 году. Он утверждал, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не я ...