Распространение тибетского буддизмаСтраница 6
Среди лам можно выделить определенную иерархию: ученики, послушники, собственно ламы и высшие ламы, то есть верхушка монашеской общины. Только представителей третьей и четвертой категории можно назвать профессионалами, имеющими право совершать обряды и получающими от своего занятия заметный доход, но это меньшая часть ламства.
Обучение будущих лам осуществляется с 5-10 лет. В это время будущие ламы заучивают молитвы, привыкают к распорядку. Успешное завершение обучения заканчивается переводом в разряд послушников и присвоением монашеского ранга. Годам к двадцати перед послушниками появляется возможность стать настоящим ламой, который сможет вести ритуальную практику. Много времени будущий лама должен проводить за чтением книг и медитацией. Только к годам сорока доход ламы немногим превышает доходы крестьянина. Стать духовным главой или настоятелем монастыря почти невозможно. Для этого требуется обучение в Тибете, и кроме того, обычно это звание присваивается неместным бхотиям и пожизненно.
Уровень образованности ламства Сиккима невысок. Даже монахи высших рангов едва могут читать тексты на тибетском языке, а комментировать же их способны лишь единицы. На первый план выдвигается не ученость ламы, а способность к длительной и интенсивной медитации, что во многом определяется тантрическим характером школы ньингма.
«После осуществления земельных реформ, введения светского образования, кардинальных политических перемен социальный и экономический базис ламаизма в Сиккиме разрушен»[56]. Но культурное, идеологическое влияние лам остается весьма значительным, особенно в горных районах.
Распространение тибетского буддизма в России
На территории России ламаизм был занесен к бурятам, тувинцам и калмыкам из Монголии. Школа тибетского буддизма, распространенная в России, - Гелуг.
Несмотря на разное время принятия тибетского буддизма народами, населяющими указанные регионы, буддизм не имеет достаточно серьезных различий. Во многом это объясняется в целом одинаковым хозяйственным, социальным укладом, общей исторической судьбой этих народов, а также тем, что среди них преобладала школа гелугпа, а монахи обучались в одних и тех же тибетских монастырях.
Первоначально ламаизм распространился на территории калмыков, которые в XVII веке приняли русское подданство. Калмыки познакомились с буддизмом в XII— начале XIII веков от уйгурских проповедников. Тибетский буддизм стал распространяться среди ойратов в связи с завоеваниями Чингисхана. С середины XV в. ойраты стали последователями школы гелугпа. Откочевка части ойратов в Россию, удаленность от буддийских центров, православное и мусульманское окружение привели к определенной консервации буддизма у калмыков.
Формирование религиозной организации завершилось около середины XIX века. Во главе стоял так называемый «Лама калмыцкого народа». В это время было около 67 монастырей и двух тысяч послушников.
На территорию Бурятии буддизм школы гелугпа проник в XVII веке. В начале XVIII веке он распространился по всему Забайкалью, а в XIX веке в результате ожесточенной борьбы с шаманизмом - в Предбайкалье. С 1764 г. главой бурятской буддийской общины является высшее духовное лицо с титулом Пандидо Хамбо Лама.
Вскоре был построен первый постоянный монастырь — Цугольский. В 1741 г. все ламы, в отношении которых до того действовал ряд ограничительных и запретительных актов, были приведены к присяге на верноподданство Российской империи, а взамен получили право на беспрепятственную проповедь своей религии.
В это время Екатерина II стремилась разрушить их связь с Монголией и Тибетом и проводила политику поддержки лам. Также она создала должность «ученого главного ламы». После этого начался быстрый рост ламаизма в Восточной Бурятии.
При 48 действующих монастырях была создана собственная система непрерывного буддийского образования по тибетскому образцу. Получило развитие и книгопечатание. В 1887 г. работало уже 29 типографий, которые издавали книги на тибетском и монгольском языках.
На территории Тывы обнаружены остатки буддийских храмов, относящиеся к XIII-XIV векам. Но распространение здесь, а также на Алтае тибетского буддизма школы гелугпа следует отнести лишь к периоду вхождения этих территорий в состав ойратского Джунгарского ханства (середина XVII- середина XVIII веков). Буддизм в Тыве и на Алтае стал играть возрастающую роль с середины XIX века. В этих региональных формах буддизма главой признавался Богдо гэгэн - руководитель монгольской буддийской сангхи. К XX веку здесь насчитывалось уже около 20 монастырей с 3-4 тысячами монахов, но около половины лам жили в миру и вели свое хозяйство. Ламаизм в Тыве имел две особенности: во-первых, он так и не вытеснил местные шаманские культы и вынужден был уживаться с ними, а во-вторых, в нем отсутствовал институт перерожденцев.
Интересные материалы:
Древнейший период. Родовые культы
На основании всех имеющихся в нашем распоряжении материалов и исследование историю еврейской религии можно представить следующим образом. В древнейший период своей истории, в первой половине второго тысячелетия до н.э., евреи представляли ...
Никейский символ веры
С начала четвертого века идея традиционной субординации исчезает и в догматический лексикон церкви входит понятие «единосущий» по отношению Сына к Отцу, а позже этот же термин переносится на Святого Духа по отношению к Отцу и Сыну. Прямо ...