Особенности и основные положения ламаизмаСтраница 2
«Почетное место в священной ламаистской литературе занимают также Калачака-тантра и сочинения «отца-основателя» ламаизма Цзонхавы».[27]
Основными понятиями ламаизма являются:
- «закон кармы, который гласит, что бытие любого живого существа есть следствие его прошлых деяний, а его будущее явится следствием его нынешнего существования;
- закон взаимного происхождения, неразрывно связанный с законом кармы, — Бхавачакра («Колесо Бытия», «Колесо Перевоплощений»). В Бхавачакре раскрыты двенадцать нидан (причин или ступеней) как перерождения, так и страдания людей. В ламаистской традиции Бхавачакра изображается в виде колеса, которое охватывает Яма, «Владыка смерти». Яма вершит суд в соответствии с законом кармы и является символом неумолимости времени, рождений и смертей, неотвратимости воздаяния. Само Колесо Бытия имеет три круга. В центральном малом круге изображены Свинья, Петух и Змея; они символизируют три корневых зла: Неведение, Страсть и Гнев. Именно они отравляют сознание живых существ и не дают им вырваться за пределы Колеса Сансары»[28].
Центром ритуальной, политической, культурной жизни стал монастырь с «иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощения будд, бодхисатв, видных деятелей буддизма)»[29].
Очень впечатляют культовые сооружения буддистов в Тибете: красивые монастыри, простые деревенские храмы, часовни и, конечно же, ступы. В ламаизме присутствует культ ступ, или чортенов.
Каждая ступа что-то обозначает, ее символика сложна. Ступа обычно состоит из пяти геометрических элементов: куба, шара, полушария, треугольника, сваямбху. Они последовательно располагаются друг над другом и обозначают собой то, из чего состоит Вселенная: землю, воду, огонь, воздух и эфир (сознание, дух). Обычно ступа заканчивается шпилем – осью мира. «Ступа воспроизводит в полном соответствии с «колесом перерождений» цикл каждой человеческой жизни: рождение на земле — восхождение по ступеням знания — переход в царство чистого сознания — новое рождение»[30].
В ламаизме есть очень интересное вероучение – о «живых богах». Суть его состоит в том, что некоторые буддийские боги могут воплотиться в крупнейших представителей духовенства. Например, какой-нибудь бодхисатва, вместо ухода в нирвану, решает появиться в новом обличье, чтобы спасти мир от злых духов и продолжить свою миссию. Это учение породило целую практику поиска новых инкарнаций знаменитых деятелей ламаизма. Самым простым способом являлась женитьба с последующим первенцем, который станет духовным наследником своего отца. Можно было объявить во всеуслышание или тайно указать в письменном виде о своем будущем перевоплощении. На будущего перерожденца, обычно это был младенец до 9-ти месяцев, указывал целый ряд примет (вещие сны учеников или родителей, время и место рождения, разного рода предзнаменования). Ребенка отправляли в монастырь.
Позже ему предстоял целый ряд дополнительных испытаний — к примеру, выбрать предметы, которыми он владел в прошлой жизни, из множества подобных. В случае успеха после годов длительной подготовки ему предстояло занять место своего предшественника.
Существуют даже ранги перевоплощений. Самые высшие – Далай-лама и его духовный наставник Панчен-лама.
«Культовая практика мирских последователей ламаизма состоит как бы из двух соприкасающихся, но принципиально различных пластов, — монастырского, официального, и внемонастырского, простонародного»[31]. Монастырская часть означает участие простых мирян в торжественных праздниках и ежегодных богослужениях в монастырях. Монастырь – центр религиозной жизни. Он представляет собой сложный комплекс различных построек – культовых, хозяйственных, учебных. Вдоль монастырской стены стоят хурдэ – молитвенные колеса – заполненные томами цилиндры, насаженные на вертикальную ось.
Интересен обряд богослужения. Для лам отводится отдельный помост, который расположен между рядами поддерживающих крышу колонн. Богослужения совершаются два или три раза в день. Ламы сидят на подушках – и чем выше ранг ламы, тем больше под ним подушек. Им постранично раздают книги, которые они начинают читать одновременно, иногда прерывая чтение пением. Пение сопровождается звуками различных ритуальных инструментов.
Интересные материалы:
Трактовка русскими православными богословами догмата об искуплении в ХХ
веке
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании которого предпринимались попытки преодолеть о ...
Запрет на клерикализацию не только образования
Здесь и возникает вопрос: Кому нужна такая религия, которая спасает от смертной казни убийц детей Бислана, Норд-Оста, различных маньяков, и в тоже время принуждает верующих в Христа каяться за преступления своих убийц? Из-за этого сегодня ...