Заключение
Специалисты отмечают, что в религии откровения присутствует особое внимание к слову и тексту как носителям божественной истины. Но одно дело простое человеческое слово и другое дело – слово пророка Моисея. Здесь Филон Александрийский видел существенную разницу. Ведь слово пророка Моисея есть результат непосредственного контакта с Богом. А слово любого мудрого человека – это лишь отражение «божественного слова», как оно запечатлено в мироздании. В результате Филон делает вывод о том, что библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник – божественный разум.
Подойдя к Пятикнижию с позиции экзегетики и аллегории, Филон Александрийский различает в нем, с одной стороны, наивные антропоморфные образы, которые следует толковать как мистические аллегории, а, с другой стороны, духовные образы, которые он толкует в свете учений Пифагора, Платона и стоиков. В результате ветхозаветный Бог, который голосом общался с избранными иудеями, а, значит, имел некоторые антропоморфные черты, становится у Филона совершенно абстрактным. У Филона Александрийского он уже не имеет ни малейших телесных признаков, т. к. является абсолютным духом. Филон Александрийский характеризует Бога как абсолютную монаду, т.е. неразложимое и неделимое единство. Более того, первым среди иудейских экзегетов Филон Александрийский помещает Бога за пределы мира, характеризуя его в качестве трансценденции. Но если ветхозаветный Бог находится вне нашего мира, то к нему неприложимы земные понятия и образы, он недоступен нашему восприятию. И таким образом в учении Филона Александрийского возникает проблема наименования Бога, к которому неприложимы земные слова и понятия. В христианстве эта проблема будет решаться в апофатическом богословии, подходы к которому наметил именно Филон.
В творчестве Филона Александрийского прослеживается явная тенденция к сближению античной философии с иудейской религией. Филон Александрийский предстаёт как мыслитель, который пытается соединить «эллина с иудеем». «Универсальный принцип разума и слова, – писал о Филоне русский философ С.Н. Трубецкой, – встретился лицом к лицу с религиозным началом абсолютного, универсального монотеизма». Именно поэтому Филона Александрийского уже нельзя считать простым талмудистом, хотя он не был и философом в античном смысле этого слова. Учение Филона – это не столько философия, сколько теософия, являющаяся предвестницей христианской теологии.
Недаром христианские апологеты будут почти буквально воспроизводить аргументы Филона. Филон был предвестником христианского богословия в его апофатической и катафатической версиях. А его учение о Логосе повлияло на христианскую трактовку Иисуса Христа как Сына Божьего и Логоса в одном лице.
Интересные материалы:
Зарождение
индуизма. Религиозно-мифологические воззрения
протоиндийской цивилизации
Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, связан с Протоиндийской цивилизацией и реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация была значительным звеном в цепи древних земледельческих цивилизаций, образовывавши ...
Герменевтика как основа богословия (вместо заключения).
1. Обзор курса с целью демонстрации герменевтического метода.
2. Герменевтика и библейское богословие.
а) Определение библейского богословия.
Библейское богословие – чтение отдельных книг Библии с целью (1) организации текстов автора п ...