Политеизм религии Древнего ЕгиптаСтраница 1
Египетская религия была собранием различных культов, которые в продолжение многих веков подвергались многочисленным изменениям, и представляла собой соединение часто противоречащих, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. В каждом городе и номе был собственный пантеон богов со своей собственной верхушкой. Так, в Мемфисе – древнейшей столице Египта - триаду главных богов составляли Пта (в других источниках Птах), Сохмет и Нефертум.[1] Пта в мемфисской космогонии был бог – творец и глава богов, являвшихся его воплощением. Сохмет – «могучая» - богиня-львица, олицетворявшая могущественную силу. Нефертум – бог, олицетворяющий первозданный лотос, был также тесно связан с кругом солярных богов. В Гермополе, одном из важнейших религиозных центров в Среднем Египте была создана собственная мифологическая концепция. Город этот являлся в эпоху Древнего царства центром культа Тота[2] – бога мудрости и счета, считавшегося также Владыкой Луны. Тот наблюдал за порядком астрального цикла, ведал справедливостью и гармонией мира. В Фивах[3] в триаду богов входили Амон, Хонсу и Мут. Амон – «Сокровенный» или «Незримый» - первоначально отождествлялся с богом плодородия Мином, от которого заимствовал эпитет – «Бык своей матери», характеризующий один из аспектов его сущности как бога-творца. В разные эпохи Амон отождествлялся поочередно с различными богами, почитавшимися в других религиозных центрах. Хонсу – «Странник» - фиванский бог луны, бог – целитель, отождествлявшийся с другими лунными божествами. Мут – «Мать» - богиня, изображавшаяся в облике коршуна или женщины в головном уборе в виде коршуна. Почиталась как «Владычица Ашеру» (священного округа к югу от святилища Амона в Карнаке). В качестве супруги Амона она почиталась в Фивах как олицетворение солнечного глаза.
Значительную роль среди крупных религиозных культов Древнего Египта в течение почти трех тысячелетий играл город Иуну – город столбов. Греки называли его Гелиополем («город солнца»). Жрецы Гелиополя создали свою версию сотворения мира, объявив его создателем бога солнца Ра[4], отождествленного с другими солнечными богами-творцами – Атумом и Хепри («Атум» - «совершенный», «Хепри» - «тот, кто приводит к возникновению»). Атум обычно изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея и являлся воплощением Атума как утреннего солнца[5]. Гелиопольская эннеада – это девятка важнейших богов, от которой произошли все другие египетские боги и люди. В нее входили Атум, Шу (воздух), Тефнут (влажность), бог земли Геб, богиня неба Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. К локальным богам можно отнести Анеджти – бога города Бусириса в Дельте; Хентиментиу – древнейшего абидосского бога; Бата – бога в облике быка, почитавшегося в Кинопольском номе наряду с Анубисом, богом бальзамирования; богиню Пахет, почитавшуюся в городе Спеос и многих других.
Обращает на себя внимание большое количество женских божеств: Уаджет (Зеленая) – богиня одного из нижнеегипетских номов; Унут – богиня Гермополя в облике зайчихи; Нейт – Устрашающая (ее культовый центр находился в городе Саисе в Дельте) ; Нефтида, супруга Сета; Нехбет – богиня Ш верхнеегипетского нома ; Исида, супруга Осириса; Сешат – богиня письма и счета и др.
И, говоря о политеизме египетской религии, нельзя обойти стороной миф об Осирисе - судье мертвых и боге загробного мира, хотя история эта знакома каждому еще со школьной скамьи. Но поскольку Осирис в пантеоне египетских богов занимал одно из центральных мест, и культ его в жизни Египта был одним из главнейших, приведем в сокращении этот миф.
Интересные материалы:
Учение о мандале
Круг, диск, сфера, шар, орбита, страна, территория, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала" встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений.
В широко ...
Методы толкования Ветхого Завета. Аллегорический метод
Констатируя богодухновенность Ветхого Завета и единство обеих частей Библии, церковное сознание одновременно решает вопросы понимания Ветхого Завета. Уже новозаветные писания задают основные направления экзегезы Ветхого Завета, при этом о ...