ВведениеСтраница 1
Египетская религия – явление как значительно протяженное по времени, так и крайне многообразное. На ранних стадиях развития египетского общества – это различная магия, фетишизм, тотемизм. Затем возникает политеизм (многобожие), и в то же время мы видим отдельные попытки монотеистического мышления.
В истории любой страны с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в той или иной отрасли знаний, искусстве. Религия всегда освящала существующий порядок, сама была неотъемлемой частью этого порядка. И в то же время она являлась ярким отражением существующей как политической, так и экономической ситуации в стране. Изменения в общественных отношениях всегда влекли за собой и соответствующие изменения в религиозных представлениях. И Древний Египет, в жизни которого вера в богов занимала основополагающее место, как ни одна из других стран является ярким примером этого тезиса.
Мы знаем, что за многотысячелетнюю историю Египта его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились государственными, меняли имена или сливались с другими богами. Но всегда, на том или ином этапе развития страны культ какого-то конкретного бога становился общегосударственным. Совершенно очевидно, что процесс этот не был стихийным, а являлся лишь верхушкой айсберга, отражением происходивших в стране изменений – в политике либо в экономике, во внутренней либо во внешней ситуации.
Целью данной работы является анализ причин, по которым тот или иной бог в разные периоды истории Древнего Египта становился во главе всего пантеона египетских богов, то есть какие именно процессы определяли эту смену. Для этого следует ответить на несколько вопросов.
Во-первых – когда? – т. е. в какие исторические периоды происходили эти процессы. Во-вторых – где? –т.е. какая географическая область страны становилась центром того или иного религиозного культа и в силу чего.
И в-третьих, самое важное – почему? – т.е. что стояло за этим и какими причинами было вызвано. Тема эта рассматривается последовательно, в следующих хронологических рамках – от протодинастического периода до религиозной реформы Эхнатона в период Нового царства.
Основной литературой являлись две работы: книга известного египтолога Барбары Мертц «Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы» и книга польских авторов Я. Липинской и М. Марциняк «Мифология древнего Египта». Последняя книга, по мнению самих авторов, «не претендует на всесторонний и глубокий анализ вопросов, связанных с древнеегипетской мифологией». В ней содержатся переводы и краткое изложение религиозно-мифологических текстов, приводятся фрагменты из «Текстов пирамид», «Текстов саркофагов», «Книги мертвых», «Книги пещер». Но авторы, по-моему, несколько поскромничали, поскольку помимо общего перевода и краткого изложения мифов в книге присутствует и попытка систематизации и анализа материала. В начале дается описание всех основных крупнейших религиозных центров и приводятся различные религиозно-мифологические теории, возникшие в каждом из этих центров, в частности, космогонические теории. Очень важным для написания моей работы явилось то, что авторы старались не просто излагать эти теории, а давали религиозно-мифологическое обоснование политического перевеса одних центров над другими. В конце книги приведен список «Основных богов и демонов» с краткой и сжатой историей возникновения и распространения культа каждого из них. Эти материалы также вошли в работу.
Наибольшую помощь в написании работы оказала книга ученого- египтолога Барбары Мертц «Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы». Сама она пишет, что «включала в книгу все, что находила интересным». Но, поскольку в истории Древнего Египта все кажется интересным, то, можно сказать, практически все эпохи и все значительные события, о которых я собиралась писать, нашли отражение в этой книге.
Интересные материалы:
Влияние права на религию
С разделением религиозных и правовых норм возникают коллизии религии и права. Верующий человек может оценивать право с точки зрения норм своей религии, а законопослушный гражданин может оценивать нормы той или иной религии с точки зрения ...
Структура заговоров и семантика их образов
Как уже говорилось, заговор мы будем рассматривать как комплекс: действие + предмет + слово.
На начальном этапе развития заговора, как предположил Н.Познанский, действие было важнее слова, то есть магический обряд мог существовать и без ...