Учение о Святом Духе исторического христианства и священного писания:
сравнительный анализСтраница 1
В данной части работы нам необходимо будет сравнить те слагаемые учения о природе Святого Духа, которые выработались в христианстве в период становления учения вопроса о природе Святого Духа с Библейским представлением освещаемой темы, и ответить на вопросы: Все ли слагаемые учения о природе Святого Духа, появившиеся в христианстве, находят подтверждение в Библейском учении?
В первой части нашей работы мы могли познакомиться со слагаемыми учения по вопросу о природе Святого Духа возникшими в христианстве в период становления этого учения. Сравнивать их с Библейским пониманием данного вопроса мы будем в том же порядке, в котором они расположены в выводах после первой части:
- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Отца и Сына, т.е. «Божество едино, слава равны и величие совечно». Когда мы говорим о том, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, то подразумеваем, что и Святой Дух, и Сын, и Отец обладают не просто одинаковой природой, а одной сущностью. И это означает, что Святой Дух имеет все те же передаваемые и не передаваемые атрибуты по своей природе, которые мы рассматривали, говоря о природе Бога.
Находиться ли такое представление в согласии со Священным Писанием? Или говоря другими словами, можем ли мы придти к выводу о единосущности Святого Духа Отцу и Сыну на основании Священного Писания?
В пользу положительного ответа на этот вопрос говорят следующие свидетельства Ветхого и Нового заветов:
- Как Ветхий Завет, так и Новый Завет свидетельствуют о три ипостасности Божества. Но в то же самое время и Ветхий Завет, и Новый Завет свидетельствуют о единстве Божества, говоря, что Бог един и один.
- Святой Дух обладает непередаваемыми атрибутами, которыми обладает только Бог.
- Святой Дух совершает действия, которые совершает только Бог.
- Святой Дух прямо назван Богом.
Основываясь на данных свидетельствах, мы можем сказать, что понимание того, что Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, сформировавшееся в церкви в IV веке, не находиться в противоречии со Священным Писанием.
- Святой Дух - Ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и не некая сила, а личность.
Подтверждается ли это слагаемое учения о природе Святого Духа Священным Писанием? Или может Савелий, говорящий о триединстве Бога в смысле единицы был прав?
В пользу того, что Святой Дух - иная, отличная от Отца и Сына ипостась говорит следующее:
- Библия часто говорит об Отце Сыне и Святом Духе в одном отрывке, не давая в них даже намеков на то; что Бог, как Отец открывается в Ветхом завете, как Сын - во время земного служения искупления Иисуса Христа, а как Святой Дух со времени вознесения Христа на небо.
- Христос часто молился Отцу (см. Евр.5:7), что говорит о существовании двух разных существ. Это же подтверждают слова Христа: «иду к Отцу Моему .» Ин.16:10.
- И главное подтверждение, что Святой Дух - иная личность, ипостась, лицо мы находим при крещении Христа, о котором говорят все четыре Евангелия. При крещении Христа присутствовали и Отец, и Сын, и Святой Дух одновременно.
Эти свидетельства дают нам право сказать, что когда христианская церковь IV-го века говорят о Святом Духе, как об иной ипостаси, отличающейся от Отца и Сына, то она не идет в разрез со Священным Писанием.
О том, является ли Святой Дух личностью, мы тоже можем сказать: «да», на основании следующих фактов:
- По отношению к Нему используются личные местоимения, и используется мужской род с существительным среднего рода «пнеума» (pneu/ma);
- Нахождение Святого Духа среди лиц (личностей) Святой Троицы;
- Личностные характеристики: воля, разум, чувство, общение;
- Именование Его Утешителем;
- Действия Святого Духа;
- Святой Дух исходит от Отца, и это является Его ипостасным свойством.
Интересные материалы:
Традиционный взгляд церкви до-никейского периода
В этой части работы мы намерены осветить традиционное понимание вопроса о природе Святого Духа, которое сложилось в период, предшествующий Никейскому собору (середина второго века - начало четвертого века). В то же время мы пока не будем ...
Грехопадение и кожаные одежды
Грехопадение поставило человека на более низкий уровень бытия, нежели к которому он ощущает себя призванным. Это общечеловеческое чувство выражено в различных мифах и символах почти всех известных религий; благодаря ему в большинстве фило ...