Могилевский Богоявленский братский мужской монастырьСтраница 1
Инициатором создания в городе Могилеве нового монастыря стало православное братство, начавшее свою деятельность в 1597 г. при Спасской церкви. Причиной для постройки обители явилось закрытие в 1619 г. в Могилеве всех православных церквей, поводом к которому послужила жалоба униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича) польскому королю на горожан, которые не впустили его в город и угрожали расправой. И хотя по специальному декрету короля униатский архиепископ получил в полную власть все храмы города, в 1620 г. «священники могилевские объявили Иосафату, что они по отобрании у них церквей ни в чем не касаются до церквей, а трудами рук своих питаются и его за пастыря не признают».
Благодаря ходатайству Виленского Свято-Духова братства значительную помощь в деле создания православной обители жителям Могилева оказал поборник православия князь Иван Богданович Огинский, подкоморий Троицкий. Он признал плац, купленный Могилевским братсвом для строительства, своим и совершил в трибунальном суде передачу этого плаца Свято-Духову братству. Это обеспечило могилевчанам относительную независимость от произвола униатов.
Уже 9 мая 1620 г. на постройку Богоявленского храма и монастыря была дана грамота с благословением от Иерусалимского патриарха Феофана, возвращавшегося из Москвы в Палестину через Беларусь. Было также утверждено существование училищного братства (отсюда и название монастыря - училищный и братский).
Однако официальное разрешение на образование братства и начало строительства было получено от польского короля Владислава IV только в 1633 г. В Синодике настоятелей Богоявленского монастыря основателем его называется архимандрит Варлаам (Половка), инок Виленской Свято-Духовой обители, деятельность которого в Могилеве проходила с 1634 по 1639 г. Следовательно, обитель была воздвигнута именно в этот период.
В1657 г. в монастыре началось строительство огромной каменной колокольни, которая дополнила собой монументальный архитектурный ансамбль обители.
Богоявленский монастырь не раз подвергался опустошительным пожарам. В 1664 и в 1666 гг. огонь уничтожил все, кроме каменных стен обители. В1708 г. шведы унесли все драгоценные украшения монастыря. Разрушения и пожары происходили также в 1748,1810 и 1850 гг.
В жизни обители очень велика была роль братства. Братчики распоряжались монастырскими доходами, используя их для широкой просветительской деятельности среди местного населения. В 1669 г. при церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, находившейся в Богоявленском монастыре, было учреждено так называемое младшее братство. Оно состояло из молодых (неженатых) мужчин и незамужних женщин, «кои вписывались в число братчиков и делали по возможности между собою складки денежныя на церковныя той Церкви надобности». Люди же зрелого возраста, а также женатые и замужние вписывались в число «братчиков» большой Богоявленской монастырской церкви. Они также вносили денежные пожертвования для содержания училища, госпиталя и типографии, в которой издавалось большое количество душеспасительной литературы на белорусском и польском языках.
Примечательно, что в 1755 г., когда прославленный святитель Георгий Конисский, бывший ректор Киево-Могилянской академии, прибыл на могилевскую кафедру, он сразу же, после встречи его магистратскими чиновниками и духовенством, «благословляя народ, приехал к Братскому монастырю и, по входе в церковь Братскую, служил в оной Литургию».
В1828 г. епископ Могилевский Павел (Морев) просил Св. Синод ходатайствовать перед Николаем I о возведении братского монастыря в штат второго класса. Просьба была удовлетворена. Это давало обители право на необходимое количество земли и ежегодное денежное содержание из государственного казначейства в размере более 35 тыс. рублей. В этот период в монастыре находились две каменные церкви, каменная звонница, здание типографии и въездные врата с двумя башнями, деревянные настоятельские и братские кельи.
Интересные материалы:
Греческо-буддийский диалог (II век до н. э.—I век н. э.)
Греческие государства располагались к западу от Индии в Бактрии, на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникл ...
Евангелист
Термин «евангелист», происходит от греческого слова «euaggelistes», означающего «тот, кто объявляет добрые вести». Это слово использовано всего трижды в Новом Завете: по отношению к Филиппу благовестнику (Деян. 21:8); по отношению к одном ...