Верования о посмертном существовании и
погребальные обряды балтовСтраница 1
Наиболее характерным для балтов обычаем погребения можно считать обряд кремирования, который сохранялся в течение длительного времени после введения христианства и исчез только в результате ожесточенной борьбы, которую вели христианские миссионеры. Польский хронист Ян Длугош отмечал в начале XV века, что литовцы устанавливали в священных гротах очаги, у каждого рода и дома были свои собственные места, где они кремировали своих родственников и ближайших друзей наряду с лошадьми, седлами и дорогой одеждой. Священные гроты, где совершались погребальные обряды, обычно располагались на горе или на возвышении, называемом Алка. Во время своего пребывания в землях пруссов (эстов), примерно около 880—890 годов, англосаксонский путешественник Вульфстан оставил весьма ценные наблюдения о сохранении тела умершего перед кремацией и о самом поребальном обряде. Он пишет, что когда кто-то умирал, то он лежал непогребенным в течение месяца или двух в окружении своих родственников. В течение всего этого времени покойный находился в доме, там же продолжали пить и выполнять разнообразные физические упражнения, вплоть до самого дня погребения. В этот день покойного переносили к погребальному костру, где делили оставшуюся после ежедневных распитий и игрищ собственность на пять или шесть, а иногда и на большее число частей, опять-таки все зависело от богатства усопшего. После этого мужчины на лошадях устраивали состязание в скорости, где победителям доставались части богатства покойника. Когда вся собственность распределялась подобным образом, покойного выносили и кремировали вместе с его оружием и одеждой. Святой Вульфстан также пишет, что не кремировавшая своего родича прусская семья обязана была выплатить штраф. Характерно, что в ходе христианизации ситуация диаметрально изменилась: «христианство запрещало кремацию как противоречащую учению о воскресении из мёртвых, поэтому к 400 году в римской империи кремация практически прекращается. В 768 году последовал официальный церковный запрет кремации. Так, в 785 году в христианство перешли вожди саксов, и … всякий из саксов, кто не хоронил на церковном кладбище умерших, а сжигал их трупы, наказывался смертью» [4, с. 211]. Таким образом, обычай кремации, общий для германо-скандинавских и балто-славянских народов, постепенно вытеснялся захоронением, в ходе христианизации этих народов.
Для затянувшихся погребальных тризн (балт. «шерменис» от serti — «кормить») забивали быков. Во многих деревнях исполнялись причитания (raudos), упоминаемые в письменных источниках начиная с XIII века. Даже во время войны балтам требовалось много дней, чтобы оплакать погибших и кремировать их. Так, в 1210 году, во время осады Риги орденом меченосцев, пришлось приостановить военные действия на три дня, чтобы оплакать и похоронить умерших. Мертвых оплакали и воздали им нужные почести, затем с ними простились соответствующим образом, чтобы они могли благополучно отправиться в царство мертвых и оставаться среди родителей, братьев, сестер и других родственников.
Считалось, что умершие воины и земледельцы поднимались на своих лошадях в небо, в обитель душ, и именно на лошадях обычно возвращались на землю, чтобы навестить свои семьи и посетить праздник умерших в октябре и в другие праздники. В записях XVII века упоминается, что во время праздника умерших кишки и шкуру лошади приносили на могилу, чтобы помочь мертвым вернуться на лошадях в дом. О смерти землевладельца полагалось немедленно сообщить его лошадям и скоту; когда умирал пасечник — его пчелам. Считали, что в противном случае животные и пчелы не выживут. Лошади не позволяли везти своего хозяина к месту погребения, иначе она могла умереть или заболеть.
Интересные материалы:
Второй буддийский собор 383 до н. э.
Второй буддийский собор провёл царь Каласока в Вайшали, и был он связан с конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика. В соответствии с традиционными школами, Будда был ...
Русская зарубежная церковь
В ходе гражданской войны (1918 - 1921) около 25 митрополитов и епископов Русской Православной церкви оказались за границей, в эмиграции. Большинство из них были резко настроены против власти большевиков.
Русская Зарубежная церковь стояла ...