Материалы по религии » Триадология Василия Великого » Триадология Василия Великого. Отношение Василия Великого к староникейскому учению

Триадология Василия Великого. Отношение Василия Великого к староникейскому учению
Страница 3

3) Еще одна терминологическая неточность св. Василия: он не отличает "сущности" от "природы" и употребляет эти термины с безразличием, поражающим наше богословское сознание. "Сущность" ведь есть постоянный и неизменяемый субстрат бытия, а "природа" есть совокупность его существенных свойств, выражающихся во внешнем проявлении [47].

4) В желании противопоставить безразличию св. Афанасия к употреблению терминов "сущность" и "Ипостась," св. Василий, а за ним и другие каппадокийцы, определили "сущность," как общее, а "Ипостась," как индивидуальное или, что то же, как "родовое" и "конкретное." В этом - шаг вперед, но, как с основанием отметила научная критика, и свое слабое место. Если таково различие между этими двумя основными тринитарными терминами, то надо признать необходимое метафизическое предположение, что "общее" (т.е. природа или сущность) не имеет своего отдельного бытия и осуществляется только в частном. Природа, как совокупность известных признаков, может быть только умопостигаема, но свое реальное выражение находит она только в отдельном. Иными словами, там, где нет частных видов, не может быть и речи об общей природе [48].

В этом, по всей вероятности, лежит какая-то неизбежная слабость человеческой мысли, в частности мысли, покоящейся на философии Аристотеля. Это еще раз выявится в истории догматической мысли в V в., когда несторианская доктрина, исходя из Аристотеля, т.е. из его учения о конкретной реальности, не могла принять "человечества," "человеческой природы" вне конкретного ее носителя. Из этого именно и произошла несторианская неизбежность разделения Богочеловека на двух субъектов, Сына Божия и Сына Давидова (или человеческого). Человеческая природа ими была мыслима лишь в конкретном ее носителе, а в данном случае, в человеке Иисусе.

Страницы: 1 2 3 


Интересные материалы:

Возрождение Тхеравады XI век
C XI века, когда буддизм Махаяны после исламского завоевания Индии стал приходить в упадок, сократились торговые пути через Индию, но стали развиваться пути из Ближнего Востока в Китай через Шри-Ланку. Это привело к тому, что Юго-восточна ...

Трактовка искупления в статье протоиерея Георгия Флоровского "О смерти крестной"
Протоерей Георгий пишет об искуплении в своей статье, что святые отцы видели смысл воплощения Слова в искуплении, ибо это обновление человеческой природы. Но Бог пришел на землю не для пересоздания мира, так как Он не переступает через в ...